Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

САРАТОВСКАЯ ОЙКУМЕНА.

Четверг, 28.03.2024

Саратов , Привокзальная площадь. Текст: Ия Яковлева.

История привокзальной площади, прежде всего, связана с историей здания вокзала.
Когда в 1871 году закончилось строительство ветки Саратов-Аткарск, тогда и было сооружено первое здание вокзала, автор первоначального архитектурного проекта 
остается неизвестным.


Уже через 20 лет, вследствие бурного развития железной дороги, потребовалась реконструкция. Автором проекта реконструкции стал главный архитектор 
Рязано-Уральской железной дороги Петр Митрофанович Зыбин. Примечательное здание с часами, башенками, кассами и рестораном проработало в качестве вокзала 70 
лет, а потом было глупо разрушено. 
Вместо исторического здания вокзала Саратов получил современную постройку из стекла и бетона. И случилось это событие в 1977 году.

Авторами этого проекта являлись сотрудники института «Ленгипротранс», некая безличная группа, профессионально и безжалостно выполнившая работу по 
уничтожению исторического облика здания Саратовского вокзала. Впрочем, задачу по увеличению общей площади здания, количества комнат отдыха, и прочих 
несомненных удобств, выполнили. В газетах на этот счет написали как всегда верноподданически  красиво: 
«Внутреннее оформление залов стало более изящным, при их отделке использованы мрамор, гранит, травертин, цветной известняк Берёзовского карьера Саратовской 
области. («Коммунист», 29 декабря 1977 года). Интерьер дополняли небольшие фонтаны, которые сейчас не сохранились. 
Перед старинным вокзалом впрочем, прекрасного было немного. Пыльный пустырь, кони, лавки, люди, суета.
Так что, для оформления облика площади, и заодно, для отображения правильной идеологической позиции, в 1939 году, в центр привокзального пустыря поставили 
памятник Ф.Э. Дзержинскому.

 Памятник организовал пространство площади, и нагрузил ее неким дополнительным смыслом. Фигура наркома была водружена на 
постамент от демонтированного памятника Александру II. 
Скульптором памятника выбрали Дундука Павла Федоровича, это был местный, истинно саратовский талант, ведь родился будущий скульптор в семье театрального 
смотрителя, а архитектором был назначен также местный специалист, Карпов Д.В. 
Оба немало работали в городе, и, любопытная деталь, были склонны к юмору. 
Дундук рисовал карикатуры в местных газетах, а Карпов в свободное время. в самодеятельном театре Дома инженерно-технических работников, подвизался артистом-юмористом. Фигуру железного Феликса поставили лицом к Москве. Но, впоследствии, поскольку памятник, из-за положения солнца, которое изменить не под силу человеческой власти, весь день пребывал в тени, и это, видимо, бросало тень на идеологическую чистоту места, в 1977 году, его развернули к солнцу, и спиной к вокзалу. 
Так он и стоит теперь. И это еще не все, что связывает Саратов с именем Дзержинского.
Архитектор Карпов Д.В. выступил также автором здания корпуса погранучилища (ныне Высшего военного училища МВД им. Ф.Э. Дзержинского), а оно располагается на 
улице Московской, очень недалеко от вокзала. Так что можно считать, что памятник развернут в верном направлении.
Из примечательного на Привокзальной площади – стадион Локомотив.


В 1889 году на этом месте был учрежден ипподром, но в 1915 году переведен в другое место. Вопрос о строительстве стадиона был поднят в 1956 году, хотя планы на этот предмет существовали и раньше.  Денег на строительство было выделено немного, поэтому оно отличалось «дешевизной».
Основой для строительства стадиона стала «ваза» из насыпного грунта, на которой монтировались железобетонные конструкции трибун. 
Строительство стадиона было завершено в 1962 году. А уже к концу 70-х годов дало о себе знать несовершенство проектного решения с грунтовой «вазой» — началась деформация конструкций стадиона, вызванная вымыванием песка из-под трибун. На стадионе началась полная замена сооружений, завершить которую «помогли» два юбилея: 400-летие Саратова (1990 год) и 200-летие Саратовской области (1997 год). В результате реконструкции серьёзно снизилась вместимость стадиона. И это уже вполне современная история стадиона, которая продолжилась следующим образом: в 2010 году стадион был выкуплен Правительством Саратовской области, началась новая реконструкция: на футбольном поле было уложено искусственное покрытие с подогревом, и установлено новое электронное табло.
Вокруг площади, с 1950 годов, строились жилые здания, что вполне завершило ее облик. А трамвайные пути заменились на троллейбусные.
Сейчас, Привокзальная площадь Саратова не слишком презентабельна. Это не парадный въезд, не ворота города, а трамплин; много разного транспорта – что удобно, 
и ускоряет движение прибывших сюда, вглубь, прочь с этой площади,  самым неизбежным и естественным образом.

Категория: Площади Саратова. | Добавил: une (12.02.2016)
Просмотров: 1068 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0