Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

САРАТОВСКАЯ ОЙКУМЕНА.

Суббота, 27.04.2024

Саратов , Театральная площадь."Хлеба и зрелищ!" Текст: Ия Яковлева.
Начиная со времени основания саратовской крепости  она росла, строилась, развивалась.  Центр города к 19 веку сместился со Старособорной (Музейной) площади, что ближе к Волге, выше.

Произошло функциональное разделение между  доминантами жизни города. Если на Старособорной площади сосредотачивалась и административно-управленческая функция (воеводская изба), и торговая (Торговые ряды, лавки)  и религиозная (Троицкий собор), то в дальнейшем церковный центр организовался на новой, Соборной площади, а торговля ушла на  площадь, названную поначалу Хлебной.

Вместе с торговлей подтянулась и культура, причем, что немаловажно, 
культура театральная. С тех времен и до нынешних Хлебная (Торговая, Театральная) осталась центральной площадью, средостеньем города Саратова. Скорей всего так случилось, потому что находится площадь на пересечении важнейших центральных улиц города, и является одной из самых больших площадей мира— более 64 тыс.м².


По новому генеральному плану, утверждённому в 1812 году (после сильного пожара 1811 года, который уничтожил большую часть города) в Саратове появились прямоугольная сетка улиц и большие новые площади. Хлебная площадь стала одной из 3-х новых торговых площадей наряду с Дровяной (позднее Митрофаньевской, сегодня им. Кирова) и Сенной. Интересно, что изначально площадь была в два раза больше, чем сегодня.

Деление такой огромной территории оказалось неизбежным, и скоро южная часть площади стала называться Театральной, в честь построенного здесь в 1810 году, деревянного театра. Каменный театр был построен в 1865 году.

Напротив театра в 1885 году был открыт первый в России общедоступный художественный музей им. Радищева .


На площади возвели три культовых сооружения: Петропавловскую церковь и две часовни— Иверскую и Александра Невского. Стало быть, площадь получила необходимую для центра религиозную составляющую.

В 1826 году вблизи Соборной площади был построен Александро-Невский собор, в честь победы в войне 1812 года, на народные деньги. Этот собор являлся репликой на Храм Христа Спасителя в Москве.

Вообще многие храмы Саратова изначально всегда несли в себе некий отклик на московские именитые, значимые в истории России храмы. Троицкий собор — от Троице-Сергиевой Лавры, Часовня Утоли Мои печали — от Покровского Храма на Красной площади, Александро-Невский собор — от Храма Христа Спасителя.

Так вот, часовня на Торговой площади была приписана именно к этому храму.
Ее сооружение началось в  1869  по проекту архитектора А.М. Салько в память избавления государя императора Александра II от покушения Каракозова.  Из-за отсутствия средств строительство затянулось, и лишь в 1875 году часовня была освидетельствована архитектором, и в ней начали совершать богослужения.

В 1910 году к часовне со стороны биржи был пристроен алтарь (на средства саратовского купца Егорова), и 3 апреля состоялось освящение храма- часовни во имя иконы Божьей Матери " Живоносный источник ", которая находилась в ее стенах.
(Оказавшись в советские годы по соседству с горисполкомом, несмотря на свою небогатую историю и малые размеры, в тридцатые годы часовня была снесена, а в наши времена — восстановлена).


Что касается названия, то официально площадь долгое время называлась Торговой, однако более употребительным стало название Верхние ряды или Верхний рынок (в отличие от Нижних рядов на Старо-соборной (Музейной) площади). Поныне название «Верхний рынок» уцелело для отрезка улицы Челюскинцев, проходившего через площадь. Сейчас это тупиковая, закрытая для проезда улочка на территории комплекса правительства области.


Итак, Торговая площадь в 19 веке сосредоточила три главных сферы городской жизни Саратова: торговлю, религию и досужие развлечения. И если первые две существовали в любом провинциальном городе России, то театральная составляющая является  отличительным признаком саратовской ментальной жизни, предметом гордости просвещенных горожан.


С началом 20 века площадь стали окружать здания, выполняющие задачи нового времени.

Например, «банковская сторона» площади

Дом № 1. Дом Вакурова (архитектор Салько А.М.), знаменитого купца саратовского,  сначала был гостиницей «Столичная», затем в нем размещалось Управление РУЖД, потом Высшие сельскохозяйственные курсы. Сейчас в здании — аграрный университет им. Вавилова.



Дом № 5. Здание Русского Торгово-Промышленного Банка.

Дом № 9. Русский для внешней торговли банк

Дом№ 11. Волжско-Камский банк (Министерство юстиции)

Дом № 13. Городской общественный банк (Дворец Пионеров, Дом творчества юных)


По другой стороне площади:

Дом № 28. Был построен в 1867 году, на средства богатого саратовского купца И.Г.Кузнецова - владельца многих земельных участков и домов на городской территории. Дом в центре города арендовался саратовскими купцами под торговое помещение или под гостиницу. В 80 годах 19 века 2 и 3 этаж занимала гостиница А.М. Таканаева, «Татарская».

В одном из номеров гостиницы Татарской ее в 1889 году произошла встреча В.К.Короленко и Н.Г.Чернышевского.

Первый этаж здания арендовал сначала купец Фирс Сорокин, а с начала XX века - богатый промышленник, производивший практичную и дешевую ткань "сарпинку", Андрей Иванович Бендер.

Магазин Бендера имел четыре выхода на улицу. В штате магазина было до 30 приказчиков, кассиров, извозчиков, грузчиков. У входа в магазин стояло чучело медведя с лентой на груди, на которой было вышито приветствие покупателям "Милости просим, господа!".

В 1911 году А.И.Бендер стал единоличным хозяином здания, и в 1913 -1915 гг. произвел его капитальную реконструкцию, в том числе  наружного фасада. Над фасадом поработали саратовские архитектор В.К.Корпенко и скульптор Н.Г.Волконский. Скульптура льва, как символ власти и могущества, украсила фасад здания по личному настоянию хозяина.


Второй и третий этаж А.И. Бендер сдавал под женскую гимназию А.Д.Куфельд, которая размещалась в этом здании до 1916 года. В советское время, и далее, здание заняла администрация города.


Областная научная библиотека (бывш. Народная аудитория, кинотеатр Ударник). 1898 г. арх. Н. М. Проскурин.


Вообще, с приходом к власти коммунистов произошли неизбежные изменения. Уничтожены многочисленные памятники прошлого, и созданы немногочисленные новые. Первой жертвой революции стал Новый гостиный двор, сгоревший  5 ноября 1918 года. Пустырь на его месте был переименован в площадь Революции в 1920 году. Напротив театра была устроена братская могила погибших при подавлении контрреволюционного мятежа в мае 1918 года. Позднее в могилу были дозахоронены убитые члены большевистских карательных отрядов (латышские стрелки). В 1957 году был установлен памятник и зажжен Вечный огонь.


Сквер разделяет две гордости культурного Саратова: театр оперы и балета им. Чернышевского (архитектор Тиден К.В., перестроен в 1962 году архитектором Ботяновским Т.В.)


и Художественный музей им. Радищева (архитектор Штром И.В.)

Здания вокруг площади стали занимать советские, партийные и учебные учреждения. Верхние торговые ряды были переданы под швейную фабрику, типографию, хлебзавод.

На месте снесённой в тридцатые годы Петропавловской церкви в 1975-80 году было построено новое здание Облисполкома.

В здании биржи (1890 год постройки, архитектор Шустер Ф.И.) с 30 годов расположился корпус университета, сейчас в нем - Поволжская академия государственной службы.

Памятник В. И. Ленину соорудили в 1970 году.


В начале 90-х в сквере (справа от памятника Ленину) появился закладной камень памятнику «Жертвам репрессий». Через десять лет этот камень волшебным образом исчез, зато в сквере с другой стороны памятника Ленину, появился памятник Сотрудникам правоохранительных органов, погибшим при исполнении служебного долга.

 
Категория: Площади Саратова. | Добавил: une (17.07.2010)
Просмотров: 4134 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0