Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

САРАТОВСКАЯ ОЙКУМЕНА.

Суббота, 20.04.2024

Увек . Текст : Ия Яковлева.

13 век. Бату-хан, правитель Золотой Орды, основал Увек (Укек) в степи, вдоль Великого Волжского Пути.

Согласно путевым запискам Г. Рубрука (1253 год) и Марко Поло (1262 год) город получился у хана красивым и благоустроенным.

Увек, город улуса Джучи, часто упоминается и у таких авторов средневековья, как Доменико и Франциск Пицигани, Фра Мауро, Измаила Абульфеди, Ибн-Батуты, Шериф-ад-Дина Иезди и др. В дальнейшем об Увеке писали отечественные археологи: Х.М. Френ, Г.С. Саблуков, Ф.К. Брун, Ф.В. Баллод, П.С. Рыков, Б.Д. Греков, А.Ю Якубовский, Г.А. Федоров-Давыдов, В.Л. Егоров. М.Г. Крамаровский.

В 1331 г. арабский географ Абульфеди, живший в  ХIV в., написал об Увеке, как о небольшом городе, расположенном между Булгарами (около Казани) и Сараем (около Царева), на половине пути между ними, в расстоянии от того и другого почти на 15 дней пути; он называет Увек пограничным городом царя татарского, в смежности с страною Беркстов (Болгары), которая невдалеке от неё.

Ибн Фадлаллах Эломари, арабский историк (XIV—XV в.), упоминает об Увеке, тоже как о пограничном городе царя татарского.
Араб Ибн Батута, посетивший Увек в 1334 г., описывает его, как город средней величины и очень красивой постройки.

Увек тянулся вдоль берега Волги более 2 км.

 

 

Здесь были возведены дворцы, бани, мечети, медресе. Фасады некоторых зданий были украшены майоликой. Аристократические усадьбы окружились высокими стенами, бассейнами-водоемами, богатыми домами из сырцового кирпича.
Красиво.


Здесь были базары, караван-сараи и мастерские. А также христианские церкви и часовни.
Удобно.

В южной части города располагался некрополь.

Наличие монетного двора в Увеке свидетельствует о большой политической значимости города, возникшего в степях, где городов до этого времени никогда не бывало. Некоторые исследователи истории Поволжья утверждают, что порядок, созданный государством Золотая Орда, может считаться уникальным явлением. В рамках этого порядка жизнь человека и его повседневная деятельность были защищены гораздо более, чем жизнь человека в Западной Европе в то же время.

Золотая Орда отличалась веротерпимостью, ибо в основе управления лежали установки Чингиз-хана. На территории Увека существовала и русская колония. Кстати, в 1261 году была создана Сарайская епископия Русской Православной церкви. Поэтому в Увеке функционировала православная церковь. В то время как в Западной Европе приобрела необычайный размах деятельность инквизиции . Инакомыслие населения не поощрялось.

Именно в Увеке хан Узбек принял ислам в качестве государственной религии Золотой Орды. И расцвет города пришелся именно на время правления Узбек-хана (1312-1342 гг)

Расцвет пришел, а за ним и упадок, спровоцированный особенностями золотоордынской гардарики. В Увеке было все, что нужно для бытования населения, и на высшем уровне: широкие улицы, водопровод в керамических трубах, канализация, бани, питьевая вода в фонтанах.

Только понимание свободы и законности наверняка не совпадёт с современной трактовкой этих важных для городского жителя категорий. При таком высоком уровне быта внешняя защита города была организована слабо. Города Золотой Орды не обносились стенами.

Поэтому в 1395 году Тимур Тамерлан разрушил Увек.

После чего останки города продолжили свое существование на протяжении веков в основном как объект археологических исследований.

В истории изучения Увекского городища выделяются четыре этапа .

1 этап – 16 век-первая треть 18 в.

В 1558 году Антоний Дженкинсон застал на Увеке холм, где раньше располагался «замок».

В 1579-1581 г.г. английские купцы оставили сведения о городище. Описали увиденное: остатки города с каменным замком, надгробия.

Ногайский князь Урус, с которым сотрудничало правительство Русского государства, в 1585 году упоминает Увек, возражая против строительства Саратова на этом самом месте. Запланированное русскими место при этом известно ему не было.

«Книга Большому Чертежу».

В ней упоминается городище в переписке воевод князя Одоевского и окольничего Головина со стрелецким головой Хохловым в мае 1614 г.

В 1655 и 1656 годах в Саратове, на Стрелке, на реке, стояла застава, подобно другим заставам, существовавшим в Казани, Самаре и Царицыне, для охраны проезжающих; на этих же заставах, вероятно, собиралась и таможенная пошлина. Эти заставы находились в заведывании видных местных служилых людей по приказу Казанского Дворца. С 1659 г. Застава саратовская находилась „на верхнем Увеке», а летом „на Волге реке». В 1664 году Витзен, известный знаток восточной России и Сибири конца 17 века, нашел Саратов на весьма обширных развалинах татарского города Сары-тау, представлявших остатки многих прекрасных зданий и большого увеселительного ханского дворца и построенных из обожженного кирпича, остатки которого перевозились отсюда, как и с развалин Сарая, для постройки укреплений, церквей и домов, в том числе в Астрахань. (Саратов. Поволжье, Ф. Ф. Чекалина).

В 1695 году в Саратове был большой пожар; сгорел весь город.  Сгорела и Четверосвятская обитель на Увеке. На месте городища обосновались рыболовы московские, помимо рыболовов, есть упоминание о мужской обители – Четырехсвятском монастыре на реке Увек. Обитель названа была во имя московских митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, и просуществовала до 1693 года, пока не сгорела.

2 этап

60 годы 18 века. Начало научного обследования городища.

1769 год. Академики Лепехин и Фальк описали ров и вал городища, найденные при раскопках монеты, керамика, сохранившиеся еще тогда кирпичные сооружения.

Около Саратова, под горою Увеком, «на старом татарском городище», был устроен селитряный завод, который был под ведением главной артиллерии, имевшей при этом заводе свою отдельную команду с офицерами, но в 1749 г. завод был упразднен и соединен с Ахтубинским селитряным заводом. (Истор. очерки г. Саратова. А. Шахматова, стр. 195.) Производство селитры,  вещества, входящего в состав пороха, пиротехники, на земле с газовым месторождением, отчего-то не вызвало пожара, и вообще не отметилось какой-либо экологической катастрофой.

1 четверть 19 века Эрдманн И.Ф. описал памятник. В 1834 году на немецком языке вышла первая научная работа об Увеке – статья востоковеда Френа.

После этого Увеком заинтересовались саратовские краеведы – сначала Леопольдов А.Ф.,

затем в 40 годы 19 века Увек изучал Саблуков, как результат в 1846 году вышла его статья об Увеке.

В 1864 году городище осмотрел Тизенгаузен.

В 1877 году петербургские профессора Кесслер и Грим произвели шурфовку памятника, нашлись остатки водопровода.

В 1878-1879 гг. развалины посетил казанский архитектор П.А.Пономарев. В 1878 г. – Шпилевский С.М. В 1879 г. - Толмачев. Увек изучали саратовские краеведы А.Н.Минх, А.И. Соколов, А.И.Шахматов и др. Минх опубликовал подробный очерк. В 1884 вышла статья Васильчикова.

Большую роль в исследованиях древнего города сыграла СУАК, созданная в1886 году, были проведены широкие археологические исследования.

3 этап

Основные археологические исследования пришлись на 1891 год. За ними вел наблюдение Краснодубровский, под общим руководством Л. Голицына. Были вскрыты 4 кирпичных постройки и очаг.

В 1892-93 г.г.  работали Духовников и Лебедев. В 1893 г. Спицын

В 1895 г. – барон де Бай.

Конец 19 века – начало 20. Главное содержание работы в Увеке - осмотр и скупка артефактов.

Раскопки после революции, в1923 г. проходили под руководством Шишкина. Были предприняты попытки теоретического осмысления материалов.

4 этап

С 20 годов 20 века до наших дней

В это время была выдвинута, но не доказана интересная теория, что Сары-Тау – одно из левобережных золотоордынских поселений, показанных на картах напротив Укека. Что Укекская городская округа – предшественница городской округи нового русского города – крепости Саратов.

1915 год. Исследователь Кротков в пределах города Увек выделил 4 района: северный – христианский, центральный  - зажиточных граждан, ремесленный – вдоль Волги,  район – южнее Мамаева бугра, некрополь.

В 1892 году профессор Баллод отметил, что большая часть памятника застроена железной дорогой и частными домами.

Он определил город как типично мусульманский. Высказал соображения на тему, что то, что в древние времена представлял Увек, являлось некрополем, и мастерскими. Причем ремесленная часть города была им определена как русское поселение и мордовское.

До начала 1980 г. археологические раскопки на территории Увека не проводились.

Зато работали «черные археологи» и устраивались приусадебные участки. Большая часть древнего города ушла под воды Волгоградского водохранилища, и оказалась утеряна.


 

 

Таким образом, в подтверждение гипотезы, высказывались многие ученые.

Баллод считал, что после нашествия Тамерлана, поселок Увек просуществовал до 16 века, то есть ровно до основания Саратова.

Саратов не был основан на Диком поле.

Шерефетдин Булгари перечислил среди населенных мусульманами пунктов поселение Сары-атав, наряду с Казанью, Уфой и пр.

Саратовские краеведы в конце 19 века Н.Ф. Хованский и Ф.Ф Чекалин пришли к выводу, что русская крепость Саратов была основана на месте татарского поселения Сары-Атав.

Для людей 17 века Увек выступал в качестве общеизвестного поселения, исторически предшествовавшего Саратову. На это в частности указывает грамота ногайского хана Уруса к Федору Ивановичу 1586 года , в которой он констатировал: «хочешь ты городы ставить: на Уфе, да на Увеке, да на Самаре, да на Белой Воложке.». Остатки золотоордынских поселений в то время служили своеобразными ориентирами при закладке русских городов-крепостей.

Итак, российский город Саратов возник на историческом фундаменте золотоордынского Укека и других татарских поселений. В середине 19 века несколько саратовских улиц были вымощены камнем с городища Увекского.

Наибольший урон Увеку принесло строительство Рязано-Уральской железной дороги. К началу 20 века Увек был окончательно поглощен Саратовым.

Итог поглощения и наяву, и на фотографиях можно наблюдать в открытом доступе. Поселок Увек - не более увечный, чем средний российский поселок. Хотя, наверное, все же даже ниже среднего. И уровень, и вид, и воздух. Сначала здесь, и прежде всего - древний холм, видом курган, или даже священная гора,

 с которой сползает вниз, к Волге, чудовищная жилая инсталляция убогих и не очень домиков, заборов, труб.

Эта Ново-Увечная поселковая конструкция производит впечатления почти живой, скорее спящей, и клумба с оградой от спинок железных кроватей - символ "спального района". Звуки Увека - это лай собак, воздух - малоприятная смесь нефти и отходов. Что дальше?


 

 

 

 

 

 

Категория: Районы Саратова | Добавил: une (03.12.2009)
Просмотров: 5885 | Рейтинг: 4.2/15
Всего комментариев: 2
2 une  
0
Ну почему же?
Есть люди интересующиеся историей и берегущие ее.
Никогда не поздно присоединиться.

1 ТАКАЯ Я  
0
А что дальше,если мы и государство не интересуемся историей нашей страны?Только упадок...