Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

САРАТОВСКАЯ ОЙКУМЕНА.

Пятница, 29.03.2024

Борисов-Мусатов Виктор : и голубая роза не против красного коня. Текст : Ия Яковлева.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове, в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию.
Отец из крепостных выбился в  железнодорожники.
Считается, что незаурядной личностью был дедушка будущего художника, Борис Александрович Мусатов.
Впоследствии художник присоединит его имя к своей родовой фамилии , отсюда двойная фамилия — Борисов-Мусатов.

В чем незаурядность дедушки — сразу и не поймешь.
Пишут, что человек был- сильный, крепкий, дожил до 95 лет, был  крепостным, но крепостным из зажиточных: владел водяной мельницей в селе Хмелевке. Перечисленного явно недостаточно для восхищения, но других факторов незаурядности не нашлось.
У Бориса Александровича Мусатова было  четыре сына.
Среди них: Эльпидифор, отец художника, который в крепостной своей юности служил камердинером помещика Саратовской губернии А. А. Шахматова, путешествовал со своим барином, даже живал вместе с ним в Париже.
Вообще, от служилых татар ведут свое начало саратовские дворянские фамилии - Енгалычевы, Девлет-Кильдеевы, Бегильдеевы, Шахматовы, Еникиевы, Ченыкаевы и др.
В 1861 году, после освобождения от крепостной зависимости, Эльпидифор Мусатов записался в мещане уездного города Кузнецка, поселившись в Саратове.
До 22 лет неграмотный, но, очевидно, способный, Эльпидифор в короткий срок приобрел знания, достаточные для того, чтобы поступить мелким чиновником
в управление строившейся железной дороги Саратов — Тамбов; и через несколько лет  числился уже бухгалтером.
Эльпидифор Борисович характером известен был мягким, а нравом — тихим. Тогда как его молодая жена, Евдокия Гавриловна Коноплева, дочь владельца живописной и переплетной мастерской в городе Гжатске считалась деятельной и энергичной.
Хорошая рукодельница, с большим вкусом, аккуратная и трудолюбивая, не терялась перед житейскими трудностями и была предана семье – мужу, сыну и двум дочерям, Агриппине и Елене.
Любили родители сына, но от беды уберечь не удалось.
Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия: он упал со скамейки, и получил тяжелую травму позвоночника.
В результате травмы стал расти горб.
Удивительнейшее дело, но это не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии.
Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком.
Стоит вспомнить Тулуз-Лотрека для контраста, двух столь разных художников с одинаковым уродством.
Мальчик Виктор любил помечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием: начал рисовать с 6 лет.
В 11 лет стал учеником 2 класса Саратовского реального училища и художественных классов при саратовском Радищевском музее.
С 14 лет Виктор занимается только живописью.
Обучать рисунку и живописи мальчика взялся преподаватель училища, Василий Васильевич Коновалов.
Восторженно описывал своего первого учителя рисования известный график и иллюстратор Владимир Милашевский: «Это был плотный брюнет с горящими испанским глазами. Пышные усы, у концов рта поднимались кверху, под нижней губой эспаньолка. Он походил на Веласкеса! Немного мешало образу Веласкеса плотное брюшко... Его сюртук был всегда элегантен, с иголочки - синий зимой, сверкающий белизной весной и летом, белизны только что выдавленных цинковых белил. Пуговицы золотые, двенадцать в два ряда и две сзади, у разреза сюртука..."
Веласкес в форме российского министерства народного просвещения!...
Среди провинциальных чиновников министерства просвещения, обленившихся, опустившихся, разжиревших картёжников, он был и в самом деле чудом...
Ведь художнику жить в провинции в те времена, пребывать в полном духовном одиночестве - и писать картины, а не превратиться в пьяницу и картёжника, в «учителя рисования» рассказов Чехова, - это значило быть настоящим героем...». 
Несмотря на слабое здоровье и на постоянные боли в спине, Виктор Мусатов решает связать свою жизнь с живописью.
Одна из первых картин, написанная им в те годы и сохранившаяся до наших дней, «Окно», сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее.
В 16 лет он бросает реальное училище и уезжает в Москву поступать в школу живописи и ваяния, а затем в петербургскую Академию художеств, где его учителем стал Павел Петрович Чистяков.
В дальнейшем Виктору и хотелось бы учиться в Петербурге, но сырой питерский климат плохо влиял и на некрепкое и без того здоровье.
Художник вынужден был оставить Петербург.
В Москве Виктора ждала удача: здесь он встретил свою будущую жену, художницу Елену Владимировну Александрову.
Елена Владимировна родилась в Москве в семье дворянина, юриста, присяжного поверенного Владимира Александровича Александрова-Сковороды.
Род отца шел с Украины и одним из его предков был знаменитый философ и поэт Григорий Сковорода.
Поэтому в некоторых библиографических справочниках Елена Владимировна значится как Александрова-Сковорода.
Матушка Любовь Федоровна после развода поселилась в Крыму, куда часто наезжала Елена Владимировна.
В 1895 году она поступает в Московское Училище Живописи Ваяния и Зодчества, где в то время учится Виктор Борисов-Мусатов, с которым на протяжении долгих лет их будет связывать дружба.
В стенах МУЖВЗ образуется кружок новаторов и единомышленников, где велись беседы и споры, участниками которых были Виктор Мусатов и «Сашко», так ласково друзья называли Елену Владимировну.
По окончании училища Мусатов планирует продолжить обучение во Франции и предлагает Елене Владимировне ехать в Париж вместе.
Но в Париж он едет учиться один.
Елена Владимировна предпочла мастерская Ашбэ в Германии. Борисов-Мусатов живет в Париже до 1898 года.
Он занимался в мастерской у отличного педагога Фернана Кормона, осваивал то, что не хватало — технику рисунка, и, приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве в целом, благо там всегда что-нибудь происходило.
Особенно заинтересовала Виктора живописная система импрессионистов и символисты.
Учениками Фернана Кормона, помимо Борисова-Мусатова, считаются Тулуз-Лотрек, Ван Гог, Анкетен, Бернар, Вийон,  Рерих.
Большинство этих живописцев, выступавших против официального
искусства, училось одновременно в свободных мастерских французских академистов.
Школа Кормона располагалась на улице Констанс 10, 75018 в Париже, вблизи бульвара Клиши на Монмартре, совсем рядом с «Мулен Руж».
Школа стала одним из весьма веселых мест на Монмартре: здесь занимались рисунком и живописью почти 60 студентов и, благодаря известности многих, школа войдет в историю искусства под названием «Ателье Кормона». Разумеется, в студии не было спокойно.
Эмиль Бернар, Тулуз-Лотрек, Анкетен, Тампье учились рисунку, осваивались в профессии и тут же роптали, ощущая фальшь и поверхностность школы.
Тулуз Лотрек проходил обучение под руководством Фернана Кормона не без удовольствия, смешанного с неудовлетворением.
И хотя здесь Анри нравилось больше, чем в иных местах подобного рода, он писал своему дяде Шарлю «Критика Кормона благосклоннее, чем критика
Бонна. Он принимает все, что ему приносишь, и одобряет даже самое ужасное. Может быть, ты удивишься, но это мне не особенно нравится.»
Виктор Борисов-Мусатов о своей  жизни в Париже  писал так: «Мои художественные горизонты расширились, многое, о чем я мечтал,
я увидел уже сделанным, таким образом я получил возможность грезить глубже, идти дальше в своих работах». 
Грезить глубже.. - вот он ключ к сути творчества будущего мастера.
Учеба в мастерской Кормона не прошла даром: рисунок стал уверенней,
свободней, остро и выразительно передающим позы и движения человека.
О студии: «… серые стены были покрыты густой краской соскобленной с палитру и выглядяли грязными и непривлекательными.
Стоял затхлый запах краски, масла и густой атмосферой пыли».
Об атмосфере: «Трепки, которые задавали мне прежние учителя, не позволяли любоваться собой.
Здесь же я чувствую себя, как на отдыхе, и мне приходится специально собираться, чтобы сделать крепкий и проработанный рисунок.
Впрочем, недели две тому назад он все-таки задал жару нескольким ученикам, и мне в том числе...»
Эмиль Бернар однажды воскликнул: «Он советует лишь тщательно прорабатывать детали, сглаживать контуры, приглушать цвет - иными словами, фальсифицировать».
Идеальный ученик ателье Кормона с выразительной фамилией - это Пьер Гандон (1899-1990)
Учился в Париже в Школе Этьенна (Ecole Estienne) у гравёра Дезарруа (Dezarrois), затем в Школе изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts) в ателье художника Кормона (Cormon).
В 1921 году, в 22 года, получил свою первую премию — Римскую премию (в
категории гравюры), а в 1926 году — Парижский приз (Prix de la Ville de Paris). В 1937 году награждён золотой медалью французских художников и нарисовал для Колониальной выставки 1937 года фреску размером в 500 м?.
Елена Владимировна проучилась в Мюнхене, в школе Антона Ашбэ с 1898 по 1902 год.
После возвращения из Парижа Виктора их пути пересекаются вновь и они уже не расстаются.
Весной 1903 года они поженились.
Елена Владимировна была для Мусатова женой, другом, соратником, музой.
Её изображение мы видим на многих работах. Это и акварельный портрет, (Портрет Е. В. Александровой, 1902 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), и «У туалета», и «Реквием» (1905 год.  Государственная Третьяковская галерея, Москва), и «Сон божества» (Эскиз панно 1904-1905. Государственная Третьяковская галерея), и, конечно, знаменитый и прекрасный «Водоем».
(1902 год.
Холст, темпера.
Государственная Третьяковская галерея).
Эта работа была создана в Зубриловке, имении князей Голицыных-Прозоровских, где Мусатов проводит лето 1902 года с сестрой Еленой и невестой.
Елена Владимировна не только вдохновляла Мусатова на создание его работ, но и помогала давать им названия, например, «Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества»-  все эти названия были даны ею.
В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна.
Марианна Викторовна Борисова-Мусатова появилась на свет 1 января
1905 года по новому стилю.
Её назвали в честь известной художницы, Марианны Веревкиной, дружной с семьей Мусатовых. 
Марианна Борисова-Мусатова санет художницей окончит Ленинградское художественно-промышленное училище.
Специальность ее- книжная рафика.
В 1935 году Марианна мужественно разделила участь своего мужа «социально опасного элемента» С.Н. Тройницкого, директора Эрмитажа, проведя с ним три года в ссылке в Уфе.
После ссылки вернулась в Москву.
Дожила до 1991 года.
Виктор Борисов-Мусатов с семьей поначалу проживают в Саратове, затем переезжают в Подольск, чтобы быть поближе к московской художественной жизни.
ВБМ  сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника - символиста в живописи.
Многие молодые художники, такие как П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т. Матвеев, видели в нем своего вдохновителья.
В начале 1904 г. работы Борисова-Мусатова были показаны в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков.
ВБМ активно работает.
В год пишет по 6-9 законченных полотен.
Но его картины приходится по вкусу далеко не всем.
Он мало выставляется, его картины редко покупают.
Он не нравится многим, несмотря на культ прекрасного.
Вот, например, случай.
Шехтель строит особняк Дерожинской. 
И Шехтель видит в качестве художника, оформляющего пространство в гостиной, - Виктора Борисова-Мусатова, который делает эскизы,
и уже сочиняет сюжетную основу: "Времена года" - 4 композиции, великолепные.
Их можно видеть - они хранятся в Третьяковской галерее. 
Так Дерожинской не нравится, она не хочет его работ категорически, и даже, когда видит эскизы, -отказывается за них платить.
Его мало хвалят, и много критикуют, либо не говорят о нем вовсе.
К счастью, у ВБМ были и верные друзья.
Владимир Константинович и Надежда Юрьевна Станюкович.
Владимир Станюкович напишет первую биографию друга, а Надежда Юрьевна
часто позировала художнику.
1905 год — роковой, и не только для истории России.
В октябре будет сожжена Зубриловка, прекасное имение Голицыных-Прозоровских, жемчужина, погибшая от руки социально активных крестьян.
А через несколько дней не станет Борисова-Мусатова.
Осень 1905 года Мусатов с семьей провел в Тарусе на даче Цветаевых. Внезапно, 26 октября 1905, года Борисов-Мусатов скончался.
Ему было 35 лет.
За свою короткую жизнь он нарисовал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях.
Его парижский соученик по ателье Кормона, Тулуз-Лотрек прожил на год дольше, хотя и веселился напропалую, и, возможно, переживал свой недостаток внешности острее и больнее.
Борисова-Мусатова похоронили на берегу Оки, в том самом месте, которое он сам указал незадолго до смерти.
Позднее на могиле поставили памятник работы его друга, А. Т. Матвеева, с изображением спящего мальчика. 
После смерти мужа Елена Владимировна при поддержке Михаила Букиника, Павла Кузнецова, Петра Уткина и Николая Ульянова организовала посмертную выставку, на которой Третьяковская галерея приобрела «Призраки», «Изумрудное ожерелье», этюд «Осенняя песнь», «Ветер» и несколько этюдов к «Реквиему».
Сам «Реквием» Елена Владимировна отказалась продать.
Лишь через несколько лет, когда работа едва не погибла во
время плавания по Черному морю, она передала «Реквием» в дар Третьяковской галерее.
По воспоминаниям сестры В. Э. Борисова-Мусатова Елены Эльпидифоровны: «Елена Владимировна… любила живопись, но рисовала в другом жанре — предпочитала пейзажи, заглохшие места в лесу, или где нибудь у реки, иногда писала портреты.
В отношении к брату она очень хорошо понимала и чувствовала стремление его к творчеству, и всегда старалась внимательно поддерживать в моменты его меняющихся душевных настроений». Е. Э. Борисова-Мусатова.
(Мои воспоминания о художнике В. Э. Борисове-Мусатове).
Елена Владимировна была участницей выставок Московского Товарищества Художников, Нового общества художников, 8-й выставки картин журнала «В мире искусств», Художественно-промышленной выставки.
К сожалению, почти все работы Елены Александровой погибли в годы гражданской войны в Крыму, где провела она остаток своей жизни и была похоронена в феврале 1921 года.
Сохранилась лишь малая часть работ, по которой мы можем судить о её творчестве.
Работы Е. Александровой хранятся в Государственном Русском Музее
(Санкт-Петербург), музеях Омска, Алма-Аты, в собрании Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева хранится работа предположительно кисти Е. Александровой.
(Источник: Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева)
До революции 1917 года не дожил «тончайший, нежный горбун (А. Белый) . Кто знает, чтобы он смог противопоставить красному коню, разве что бросить голубую розу под копыто. .
Добавим, что Виктор Борисов-Мусатов, личность элегическая и мечтательная, не избежал увлечения стихосложением.
Его стихи-видения - белые и нерифмованные.
Например, такой :
из письма к Марианне Веревкиной.
"А я сижу дома, и задаю концерты себе одному.
"Мечты мои - всегда в середине.

Где они?

Нигде - они ближе,

Меня окружают толпой,

Они мне создают целые симфонии,

Тоска меня мучит,

Музыкальная тоска,

По палитре, быть может".

В них вместо звуков - все краски,

А инструменты - кружево, и шелк, и цветы.

Я импровизирую на фоне фантазий.

А романтизм - мой всесильный капельмейстер".




 



Категория: Здесь рисовали картинки. | Добавил: une (08.12.2011)
Просмотров: 2239 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0