Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

САРАТОВСКАЯ ОЙКУМЕНА.

Вторник, 23.04.2024

Уткин Петр Саввич (1877-1934). Тишайший. Текст : Ия Яковлева.
Петр Уткин — известное имя.
Круг саратовских художников начала 20 века.
Голубая роза.
Символизм.
Он -  непременно упоминаемый «среди расчисленных светил» и тем не менее, особый.
Особенность Петра Саввича — в таланте, который так и не был ангажирован. Революцией, страной.
Неяркий, скромный, тихий, не слишком успешный: немного славы, - мало денег, достиг невысокого положения в обществе.



И в то же время Уткин — влиятельный художник, стойкий и благородный. Своеобразие его личности и таланта сродни явлению природы.
Пусть революция, борьба, волнение крови, но снег все также выпадет зимой, и дождь по осени.
Основная яркая деталь  - деятельное участие в объединениях «Алая Роза и «Голубая роза».
Уткин стал символистом рано и остался им навсегда. Его творческий период — навечно голубой.
Уткин - это всегда лирический пейзаж, отмеченный тонким видением природы. Неплохой род эскапизма — рисовать натюрморты.
О нем трудно писать, биографов Уткина даже не по пальцам счесть, тех пальцев слишком много.
Он мало путешествовал, не бывал за границей, не разбивал сердец, и не плясал по кабакам.
Петр Саввич Уткин всего лишь рисовал и преподавал живопись — таково все содержание ео жизни .
Не повезло с сохранностью работ художника.
Многие полотна  утрачены давно. "Произведений, вероятно, штук 50 (половина всего того, что было написано мною за всю мою жизнь) сгорело во время пожара Малого театра в Москве, в квартире Кандаурова К. В.
Я лишился произведений, которых уже не сделаешь...”, — писал Уткин в мае 1914 года Я.Е. Жуковскому.
Немало картин погибло в 1942 году при попытке вывезти их из блокадного Ленинграда во время бомбежки ледовой "дороги жизни” через Ладогу.
А начиналось так.
Родился П. С. Уткин 9 октября 1877 года в Тамбове:
отец — Савва Корнилович  служил здесь начальником станции.
Мать — Ольга Варфоломеевна Колобова- происходила из купеческой среды, сызранских зерноторговцев.
В 1878 году семья переехала на станцию Разбойщина, а затем в Саратов, который сам художник и считал "местом своего рождения”.
Отец оставил семью, и мать П.С. оказалась в сложном положении: пришлось подрабатывать вышиванием,  Петр даже помогал ей в этом, составляя орнаменты из листвы и цветов.
В детстве он брал уроки рисования у художника-любителя А. П. Шеве в Саратове.
(Шеве Алексей Павлович [1816, (?) — 1896, Саратов].
Более пятидесяти лет служил чиновником для особых поручений при Саратовской казённой палате.
Увлекался живописью, имел художественную коллекцию.)
Потом Петр Уткин продолжил учиться: в саратовской студии Общества любителей изящных искусств, а затем в Боголюбовской рисовальной школе (в дальнейшем — училище).
В 1892–1895 он посещал вечерние классы Рисовальной школы при Саратовском обществе любителей изящных искусств, которые вел В. В. Коновалов. В 1895–1897, уже будучи постоянным учеником школы, занимался под руководством Коновалова и Г. П. Сальвини-Баракки.
С середины 1890-х часто посещал В. Э Борисова-Мусатова.
В это же время состоялось его знакомство и с П. В. Кузнецовым, и переросшее в дружбу и сотрудничество.
С 16-ти лет, кстати, Уткин служил в москательном магазине.
Часть заработка он получал красками, которыми  делал копии с картин Радищевского музея, лучшего на тот момент в российской провинции, писал этюды с натуры, с которыми в дальнейшем поступил в училище живописи, ваяния и зодчества в Москве.
Уткину нравилось использовать "чистое масло", т.е. масляные краски без лака. Чистую акварель без гуаши и темперу своего рецепта.
Скипидар помогал растворять масло, а лёгкий уксус - темперу.
В 1897 году Петр Саввич переехал в Москву, продолжил обучение в МУЖВиЗ у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, Л. О. Пастернака, И. И. Левитана, в мастерской К. А. Коровина и В. А. Серова.
За рисунок был награжден малой серебряной медалью.
Входил в состав художественного кружка, возглавляемого П. В. Кузнецовым.
"Если бы я не был мастером живописи, я был бы мастером скрипки".
Жил Уткин на два дома: в Москве и Саратове.
В 1900 совместно с П. В. Кузнецовым предпринял путешествие на лодке по Волге от Симбирска до Саратова.
Уткин, вместе с Кузнецовым, был не только участником, но и организатором выставок "Алая роза" (1904, Саратов) и "Голубая роза" (1907, Москва).
Эти экспозиции, как известно, стали важным этапом в истории русского символизма. 
Символисты много экспериментировали с темперой, акварелью, подгружая  в живопись новые семантические смыслы.
Именно они проложили дорогу формальным экспериментам авангарда.
В их живописи велико значение основы, холста (который они часто оставляли незакрашенным, особенно П. Кузнецов, Уткин).
По определению А. Эфроса «Уткин, в качестве саратовского фра Анжелико, блаженно воздыхал синевами, золотистостями, цветиками и листочками»
Чуть раньше времени устройства выставок, в 1902 году, вместе с П. В. Кузнецовым и К. С. Петровым-Водкиным Уткин был приглашен расписывать церковь Казанской Божьей матери в Саратове.
А в начале 1900-х познакомился С. И. Мамонтовым,  в 1903 уже работал в его гончарной мастерской «Абрамцево» в Бутырках
(впрочем, результатов работы мы не знаем, керамические изделия по эскизам Уткина остались не известны).
В 1907 П.С. был отчислен из МУЖВиЗ.
Много занимался журнальной и книжной графикой.
В 1906–1909 сотрудничал с журналом «Золотое руно», выполнил иллюстрации к книгам А. Белого «Серебряный голубь» и Е. Пшибышевского «День судный», оформил хрестоматию «Первоцвет».
В 1910 вступил в возобновленный «Мир искусства».  
Именно Уткина, вместе с П. В. Кузнецовым и скульптором А. Т. Матвеевым, пригласил Я. Е. Жуковский для оформления своей усадьбы в Крыму.



Уткин провел в Новом Кучук-Кое 1909-14 гг., работая над росписями виллы и романтическими пейзажами Крыма.
В 1918 г. художник поселился в Саратове, преподавал в Рисовальном училище им. А. П. Боголюбова, в студии Пролеткульта, занимался оформительскими работами и писал пейзажи.



С 1921 по 1923 год Уткин руководил также студией изобразительных искусств местного Пролеткульта.
В 1922 году саратовский отдел Всерабиса присвоил ему звание заслуженного героя труда.
Положение Уткина в художественной атмосфере Саратова первого послереволюционного десятилетия было по-своему исключительным. Безусловной победы крайне левые не получали здесь никогда.
"Директория новаторов” не была диктаторской.
И объясняется это наличием уже давно сложившейся и все еще достаточно
жизнеспособной художественной традиции, идущей от Борисова-Мусатова, а также возвращением сюда в 1918 году целой группы значительных мастеров, далеких от футуризма или супрематизма: П. Уткина, А. Кравченко, М. Кузнецова, А. Савинова.
Все это придавало преобладанию "левых” характер несравненно менее агрессивный, чем в иных местах.
Преподавание, отнимавшее много времени и сил, не очень-то стимулировало творческую активность П.С. Уткина.
И все же в эти годы им было создано немало превосходных работ.
Он неоднократно выступал на разных саратовских выставках, состоял членом
столичного художественного объединения "4 искусства”.
Заметного перелома, резкой смены творческих принципов в его искусстве
не случилось.
Он участвовал в создании Коллегии ИЗО при Саратовском Совете депутатов трудящихся.
В 1918–1931 преподавал в Саратовских Государственных свободных художественных мастерских помимо студии Пролеткульта.
В 1924 году вступил в объединение «4 искусства», принял участие в выставках 1925, 1926 и 1928.
Экспонировался на выставках общества «Жар цвет» (1924 и 1925), АХРР (1925).
 Осенью 1931 г. П.С. Уткин переехал в Ленинград, где, по приглашению руководства АХ, стал профессором живописного отделения ИЖСА.
Отметим, что о малой приспособленности Уткина к меняющейся жизни рассказывали и писали почти все встречавшиеся с ним в разные времена.
В этих рассказах иногда приоткрываются превратности судьбы.
К примеру, отъезд из Саратова. Оказавшись летом 1931 года в Саратове, А. Петров застал Уткина очень уж опечаленным.
Спросив о причине, услышал об увольнении из техникума.
Уткин объяснил, что новый директор Бурмистров, вмешиваясь в учебную программу, упирал в основном на писание лозунгов.
Некоторые педагоги оставили работу.
Из-за столкновения с ним, техникум покинул и Уткин, переселившийся по месту новой работы (ВАХ) в Ленинград, который по климату не очень-то ему подходил.
Любопытные подробности сообщил Валяевой (биограф Уткина)о ленинградском периоде жизни художника профессор живописи АХ А.Д. Зайцев.
Уткин запомнился ему как человек "тишайший, деликатнейший, мягкий". "Дружили втроём - Савинов, Зайцев и Уткин.
Ходили они рыбачить и на натуру за Тучков мост, где было много заброшенных, полузатопленных барж.
Устраивались на барже с вечера и сидели там до утра, до рассвета.
Ставили по несколько удочек с колокольчиками.
И, поставив, в вечерние сумерки и в рассветные писали этюды.
3 года Уткин удил рыбу в Ленинграде, умер в 1934 году.
Так и Кузнецов, высоко оценивая друга горевал о нем, как о не успевшем сполна реализовать свой редкостный талант, отчасти в силу жизненных обстоятельств, а больше даже из-за характера: "Нраву он был меланхолического. И рыбку удить очень уж любил".
 

Категория: Здесь рисовали картинки. | Добавил: une (30.07.2012)
Просмотров: 2303 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0