Ковалев Виктор Владимирович.Дедушка и смерть.1919-1993.Текст:Ия Яковлева.
Композитор, Виктор Владимирович Ковалев, родился в г. Энгельс Саратовской области. Он был старше родившегося там же Альфреда Шнитке на 15 лет, но ретроградней в творчестве лет на сто. Виктор Владимирович получил вполне академическое образование: музыкальная школа в г. Вольск, музыкальное училище при Московской консерватории (классы Б.Шехтера и Г. Фрида), Саратовская консерватория. И был, очевидно, хорошим, последовательным учеником. Борис Семенович Шехтер, учитель Ковалева, тяготел к лирике и песне, и Виктор Ковалев наиболее охотно работал в вокально-хоровом жанре. Тайной мечтой последнего было создание оперы. Но получился балет, который и стал вершиной творчества скромного, но успешного композитора. Вот названия сочинений Ковалева, которые определяют характер творчества весьма ярко: хореографические поэмы: «Из искры возгорится пламя» (Саратов, 1967) «Освобождение» (Саратов, 1967) «У Вечного огня» (Саратов, 1970) сочинения для солистов, хора и симфонического оркестра: Кантата о Ленине (сл. сов. Поэтов, 1959) Кантата «Ленин» (сл. A. Вознесенского, Д. Бедного, А. Пухначева, Н. Зомлетели, X. Берулавы, 1969) «Ода коммунизму» (сл. И. Тобольского, 1962) Сюита «Волга — песнь моя! «(слова советских поэтов, 1957) Весьма строгий, номенклатурный патриотизм сочинений Ковалева гармонично сочетался с бескровным, беззубым, идеологически выдержанным лиризмом. Например, из лирического: цикл «Лучшим из друзей» (слова советских поэтов, 1969) песни: «Люблю березу русскую» (сл. А. Прокофьева, 1951), «Расцветают весенние зори» (сл. В. Тимохина, 1956), «А я без Волги просто не могу» (сл. А. Дементьева, 1969), «Баллада. о Марии» (сл. Н. Федорова, 1974), «Незабудки» (сл. Н. Федорова, 1974), «Отгремели грозы» (сл. В. Тючкалова, 1974), «Снежинки кружатся» (сл. К. Большеянова, 1976), «Полынь» (сл. Н. Федорова, 1976). Лучшее у Ковалева— балет «Девушка и Смерть», по сюжету сказки пролетарского писателя М.Горького, той самой, что «посильнее Фауста Гете», в 1961 году поставлен на сцене Саратовского театра оперы и балета. Особенности музыки балета - традиционная манера письма, классическая форма, бесконечный оммаж великим Чайковскому, Рахманинову, Глазунову, до которых никак не дотянуться. Хотя в партитуре «Девушки и Смерти» есть места, в которых Виктор Ковалев старался творчески воспарить. Вариации Смерти, в которых звучат только ударные инструменты в качестве воплощения максимального антивокализма и, стало быть, зла. Такое решение было максимумом допущенной композитором новизны. В то время как в мировой музыке тенденции модернизма, авангарда, электронной музыки, интуитивной бились до крови за главное в искусстве — стать голосом своего поколения, воплощением личной индивидуальности, Виктор Владимирович нежно и слепо ощупывал музыкальную вселенную вокруг себя, создавая качественный, весьма неплохой сервис, умелое обслуживание советской музыкальной культуры. За что и получал соответствующее вознаграждение: квартира возле филармонии (ул. Соборная, 17), в которой он проживал с 1961 года, с года премьеры свеого лучшего детища — балета; преподавание в музыкальном училище, председательствование в Саратовской композиторской организации, членство в правлении Союза композиторов РСФСР. Отмечу немного в скобках -доводилось видеть Виктора Владимировича Ковалева. Он был приятным человеком: стеснителен, мил и романтичен. Играл лиричные места из партитуры балета сбивчиво и страстно. Хороший слуга власти, не то что Моцарт со своим архиепископом. И, кажется, служить Виктор Владимирович, был рад, он не был драматической фигурой, из-за сервильности своего музыкального продукта не страдал. В памяти города В.Ковалев отмечен — есть памятная доска на доме, где он жил, в театре вновь показывают балет "Девушка и Смерть". Доска памяти по праву заслужена им, за то, что музыкой ни на ноту не опережал свое время, старался лишь подпеть и быть всегда хорошим, эстетически прихрамывая в непрерывном скольжении в недосягаемое прошлое. | |
Просмотров: 3287 | |
Всего комментариев: 0 | |