Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

САРАТОВСКАЯ ОЙКУМЕНА.

Суббота, 20.04.2024

Блаватская Елена Петровна. Текст : Ия Яковлева.
В первую очередь, хотелось бы отметить, что в Саратове будущая гранд-дама теософии больше играла, скакала на лошадях, скрывалась в зарослях садов, училась и читала. 
И это вовсе не грустный факт. Ведь возраст грез и становления — весьма значим, не вовсе младенческий.
Тем более, в дальнейшем, Е. Блаватская писала на английском языке по большей части, и организовывала отделения теософского общества за границей.
Она была более чем родовитой аристократкой, чей род по материнскому роду восходил к Рюрику.
По отцу же родословная восходит к русским столбовым дворянам и лифляндским немцам фон Краузе.

На деревню к дедушке.
Дед Елены Блаватской, Андрей Михайлович Фадеев, 9 октября 1839 года получил назначение на должность управляющего Саратовской палатой государственных имуществ.
В деревню, в глушь, в Саратов, нередко наезжали дети, в том числе старшая дочь  А.М. Фадеева— Елена Ган, которую Белинский назвал как-то «русской Жорж Санд», со своей старшей дочерью, также Еленой, той самой, будущей оккультной знаменитостью. 
Отец Елены-младшей, Петр Алексеевич Ган, происходивший из давно обрусевшего немецкого рода, был военным - капитаном артиллерии, 
затем полковником. 
Детство свое Елена Блаватская старалась описать как необычное: «До девяти лет, пока я жила в полку у отца, единственными моими няньками были солдаты артиллерии да калмыки-буддисты», - вспоминала она. 
Калмыки да солдаты — пожалуй, по-саратовским меркам дело обыкновенное. 
И ничего сверхъестественного.

Отроческие годы в Саратове.
Второй приезд Елены Ган-младшей в Саратов связан с ранней смертью матери в 1842 году. 
Дедушка Андрей Михайлович к этому времени занимал уже пост саратовского губернатора. Губернаторская семья жила в доме, находившемся неподалёку от «Липок». 
В воспоминаниях современников этот дом описывался как «огромный, похожий на замок барский особняк, где стены длинных величественных залов были увешены фамильными портретами Долгоруковых и Фадеевых».
Дом Фадеевых посещала саратовская интеллигенция, например Костомаров, Мария Жукова (писательница). 
Воспитанием и образованием детей занималась бабушка (весьма примечательная особа, широко образованная, пытливая натура, с интересами в области археологии, нумизматики и ботаники,  гербарии Фадеевой и её рисунки различных растений, которые в настоящее время хранятся в архиве Академии наук, были известны многим учёным и вызывали их восхищение.
Елена Павловна состояла в научной переписке с немецким учёным Александром Гумбольдтом, английским геологом и основателем Геологического общества Родериком Мурчисоном, шведским ботаником Христианом Стевеном, изучавшим флору и фауну Крыма и Кавказа), и три учителя. 
Бабушкина библиотека, доставшаяся Елене Павловне от своего отца стала местом притяжения для необыкновенной внучки.  
В этой великолепной библиотеке Елена Петровна особо выделяла уже тогда книги по средневековому оккультизму. 
Дом, где она росла в Саратове после смерти матери, утрачен. 
На его месте  сейчас здание издательства «Слово» (ул. Волжская, 
д. 28) .  
А вот парк «Липки» - постоянное место гуляния внучек губернатора Фадеева - сохранился. «Мы собирались после уроков возле собора на бульваре, — вспоминала младшая из сестёр Вера, — играли в разные игры с подругами, бегали и веселились так, что стон стоял по аллеям от нашего смеха и криков».
Летом выезжали на дачу.
 В случае  с семейством Фадеевых это была дача бывшего губернатора Панчулидзева. 
«Дача, на которой мы жили в Саратове, — вспоминала Вера, — была старым, громадным зданием с подземными галереями, давно кинутыми ходами, башнями и укромными уголками. 
Это был скорее полуразрушенный средневековый замок, чем постройка прошлого века. 
Нам было разрешено в сопровождении слуг обследовать эти старые катакомбы».
Впоследствии на месте дачи построили трёхэтажное здание (ул. 2-я Садовая, д. 23), в нём сейчас - церковь во имя Марии Магдалины, Свято-Покровская православная классическая гимназия и общеобразовательная средняя школа № 95. 
Принадлежавшие когда-то даче дворовое место в 12 десятин, огромный, насчитывавший до двух тысяч плодовых деревьев сад и тянувшаяся за ними 
дубовая роща стали частью территории Саратовского парка культуры и отдыха.
В начале 1846 года губернатор А.П. Фадеев выехал на Кавказ, для вступления в должность члена совета Главного управления Закавказского края. 
Внучки же, Елена и Вера, остались на время в семье его средней дочери — Екатерины Андреевны Витте. 
Летом девочки жили на учебной ферме, где служил муж тёти.
Зимой 1846–1847 гг. сёстры жили в Саратове, где семья Витте снимала дом, значительно уступавший в размерах губернаторским апартаментам. 
К сожалению, сведений о месте нахождения этого дома пока не удалось обнаружить. 
Летом 1847 года всё семейство уехало на Кавказ. 


Елена Блаватская покинула Саратов навсегда в возрасте 16 лет. 
Для того чтобы :
-Образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания;
-Способствовать изучению арийских и других писаний, мировых религий и разных наук, отстаивать важность значения древних азиатских источников, 
принадлежащих к брахманистской, буддийской и зороастрийской философиям; 
-Исследовать скрытые тайны Природы во всевозможных аспектах, и в особенности психические и духовные способности, скрытые в человеке. 

Некоторые представители русской интеллигенции сильно ее не любили. 
Так сильно, что писали по целой книге, разоблачая и опровергая.
Вот, например, Всеволод Соловьев.
« Книжка Всеволода Соловьева „Современная жрица Изиды", по которой многие знают о Блаватской, полна мелкой, не совсем понятной для читателя злобы, и вся состоит из сыщнического описания подсматриваний, подглядываний, выспрашиваний у прислуги и, вообще, мелочей, мелочей и мелочей, которые проверить читатель не может. 
А главное, то есть книги Блаватской, её жизнь и её идеи, точно совсем не существуют для автора… 
Что бы ни говорили и что бы ни писали о теософическом движении, оно 
несомненно имеет большие положительные стороны»
А вот Лев Толстой не отказывал Е.П. В уважении, причем вполне живым манером:
Изречения из книги, подаренной Еленой Петровной, использовал в своих книгах-напутствиях: «Мысли мудрых людей», «На каждый день», «Круг чтения» и «Путь жизни», подписывая так: «Браминская мудрость».
Справедливости ради, в комментариях к полному собранию сочинений писателя, поясняется, что редакция сделала дополнения к рукописям, указав источник: «Браминская мудрость. Из Голоса Безмолвия»

Творчество Е.П. Блаватской многие считают связанным и с русским авангардом, и с идеями русского космизма.
Любопытно, что "Теософы не верят ни в искупление чужой вины, ни в возможность прощения хотя бы и малейшего греха любым богом." 
Блаватская пишет, что они верят в строгую и беспристрастную справедливость. Карму они представляют себе как силу, которая не может ошибиться и не знает, таким образом, ни гнева, ни милости — ничего, кроме абсолютной справедливости, которая предоставляет всякой причине, большой или малой, производить свои неизбежные следствия. 
Слова Иисуса: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить»(Мф. VII, 2) ни буквально, ни иносказательно не содержат никакого указания на возможность будущего прощения или спасения за счёт какого-либо избавителя.»


Категория: Здесь живо писали. | Добавил: une (11.02.2013)
Просмотров: 1291 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0