Саратов , Музейная площадь. Текст : Ия Яковлева.
Музейная площадь — есть место основания Саратова правобережного. В 1674 году, по указу царя Алексея Михайловича, Саратов был перенесен с левобережья Волги на место нынешней Музейной площади, здесь и стал формироваться центр города. На площади находились ряды торговых лавок, именовавшиеся гостиным двором, потому площадь получила название Гостиной. Царь прислал в Саратов полковника Александра Шеня, который без промедления принялся за дело градостроительства. Вероятно, в первую очередь, рылись земляные укрепления, без которых трудно представить город того времени. Первые постройки, среди которых были дом воеводы, приказная изба, городской храм, были из дерева. Тут же появились и торговые лавки, а позже базар с обжорным рядом, куда от пристани можно было дойти пешком. Позже этот известный базар был прозван "Пешим”. Над рыночной площадью сначала возвышалась деревянная Смоленская церковь. В пожар она сгорела и была построена в камне с освящением во имя Рождества Богородицы с приделом Николая Чудотворца. Поэтому в обиходе эту церковь чаще называли "Никольской”. Стояла неподалеку и другая небольшая деревянная церковь — "во имя какое имевшей престол и в каком году построенная неизвестно”. Вот подле этой "безымянной” церквушки и был заложен в 1689 году ныне существующий Троицкий собор – древнейшее из сохранившихся зданий Саратова, выполненное в стиле московского или "нарышкинского” барокко. За время своего существования собор имел несколько названий - Троицкий, Свято-Троицкая церковь, Старо-Соборная церковь и Саратовский Троицкий (Старый) собор. Некоторые историки сообщают, что в 1695 году собор посетил Пётр Первый. Другие опровергают этот факт, относя посещение города царем Петром только к 1722 году. Вскоре после постройки храма площадь стала называться Соборной, духовное название возобладало над мирским. А с постройкой еще одного, Александро-Невского собора — Старособорной. Ни проектных данных, ни фамилии зодчего Троицкого собора, увы, не сохранились. Хотя и существует предположение, что автором проекта и строителем был крепостной графа Голицына. Насчет названия «Троицкий» имеется такое предположение. По одной из версий собор был построен стрельцами — коренными жителями Москвы, в окрестностях которой существовала величайшая на Руси святыня — Троице-Сергиева Лавра с его Троицким собором. Возможно, стрельцы и дали новому храму наименование «Троицкий собор». Кроме того, особенно чтимая святыня Троицкого собора – это чудотворный образ Нерукотворенного Спаса за правым клиросом нижнего храма. Образ представляет собой хорошо выполненную репродукцию Нерукотворенного Образа Спаса Андрея Рублева со стены Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре. Что вполне оправдывает версию о происхождении храма. Постройка собора длилась 40 лет, и было окончено примерно в 1722 - 1723 годах.Из оставшихся в архиве собора бумаг видно, что после пожара 1774 г. крестьянин князя Репнина, Абрам Добрынин, в 1780 г., с товарищами, по данному ему „рисуни", паписал в новый иконостас святые иконы „самою искусной работой из масла". В 1786 г. епископ астраханский Антоний дал храмозданную грамоту на разобрание ветхой соборной церкви, что вызвано было опасением разрушения храма по замеченным в сводах и стенах трещинам. С этого времени Троицкий собор был заперт и оставался запертым 6 лет, а служение производилось в Крестовоздвиженской церкви. По замечанию Н. Г. Скопина, посетившего в 1799 году Саратов, в городе «книг по церквам не роздано; указов нигде нет; благочиния очень мало; в церковниках недостаток. В Сергиевской церкви службы не происходило одно время по ссоре между собой священников. Для прихожан многие священники являют соблазн. Беднее всех церковь Казанская. А купец Устинов заявил желание обновить собор». Закрытый по ветхости, собор в 1805 г. снова ремонтировался. В 1813 г. снова был заперт, и уже после капитальной починки собор открыт и существует до сих пор. М. А. Устинов и Гр. Я. Крюков, саратовские богачи, доказывали, что разбирать собор и строить новый нет надобности, что трещины не увеличиваются, что фактически доказали. Наконец, г. Устинов добился того, чтобы ему дозволили произвести поправки: и вскоре собор был вновь открыт для богослужения. В 1811 г. возникли было вновь опасения по поводу тех же трещин, но свидетельство двух архитекторов - тамбовского и саратовского - опровергло эти опасения. С построением нового собора, во имя св. Александра Невского, старый Троицкий собор обращен в приходскую церковь. В новый собор перенесено из старого много ценных вещей, но сохранились в нем серебряный позолоченный потир с 8-ю финифтовыми образами - пожертвование астраханского епископа Антония в 1771 г., Евангелие московской типографии 1698 г. и книга Григория Назианзина 1605 г. В конце XVIII - начале XIX века каменные здания начинают вытеснять деревянные строения и завоевывать пространство вокруг бывшей базарной площади. Наступала эпоха классицизма, которая и сформировала архитектурный ансамбль Соборной площади. Вокруг Троицкого собора группировались административные учреждения, базар, торговые ряды, дома знатных и зажиточных горожан. Из этого центра шли по разным направлениям главные улицы, сохранившие и до нас свое направление. Вокруг площади также стал формироваться архитектурный ансамбль. Его составили: здания Управления Рязано-Уральской железной дороги (архитектор Салько А.М. ) , особняк Пескова, духовная семинария, дом первого саратовского краеведа А. Ф. Леопольдова, дом причта Казанской церкви. особняк купчихи А. В. Чирихиной, городское училище, дом первого книготорговца Вакурова, особняк Устинова — ныне Саратовский областной музей краеведения. Окончательно площадь сформировалась в эпоху классицизма. В 1811 г. напротив Старого собора был построен каменный Гостиный двор, простоявший на этом месте около ста лет. Он был снесен в 1907 году, когда решением городской управы здесь было определено строительство здания общества купцов и мещан, сданное в аренду управлению РУЖД. В 1931 году площадь стала называться Музейной. ..Это название связано с тем, что сама площадь, на которой сохранились уникальные памятники зодчества, имеет музейное значение. Так принято считать. Однако очевидно, что название площади – Соборная – просто-напросто не отвечало реалиям жизни Советского государства, потому была переименована площадь из Соборной в Музейную. Позже, в подтверждение антиклерикальной политики, в 1937 г. Троицкий собор был закрыт, в 1942 г. передавался в аренду, а в 1947 г. был возвращен Православной Церкви. В начале пятидесятых годов 20 века из Палеха был выписан иконописец и шкатулочник Павел Львович Парилов, он восстановил росписи на стенах и написал около 40 новых икон. В 1972-1976 годах по проекту ленинградского архитектора Д. Е. Бабенкова и под его личным руководством в храме были проведены реставрационные работы, золочение крестов, куполов и подзоров, а также обновлены здания собора и росписи в верхних и нижних церквях. Саратовский областной музей краеведения – бывший особняк купца-попечителя Троицкого храма теперь является одним из старейших краеведческих музеев России. В 1810 году губернский архитектор Василий Иванович Суранов построил для купца Филиппа Котенева (Катенева) дом. После Катенева дом отошел купцу Устинову, который решил два отдельно стоящих здания архитектурно оформить в одно – превратить старые каменный флигеля в большой особняк в новом классическом вкусе. Для этих целей в 1813 году Михаил Устинов обратился к И.Ф.Колодину, приехавшему в Саратов из Петербурга в связи с ремонтом Свято-Троицкого собора. Архитектор предложил объединить дома в единый объем и надстроить третий этаж. Также предполагалось добавить лепной орнамент, возвести портал из коринфских колон и угловые портики. Так и сделали. В 1829-м году особняк был продан Святейшему Синоду. Здесь располагалась духовная православная семинария, в которой учился Николай Чернышевский. После семинарии сурановский особняк служил (с 1897 года) второй мужской гимназии, потом второму мужскому реальному училищу. Теперь здесь средняя школа № 25 имени Чернышевского. Винный откупщик Михаил Устинов был столь богат и известен в Саратовской губернии, что его внучка Мария Александровна вышла замуж за дворянина – отставного штабс-капитана Афанасия Алексеевича Столыпина, двоюродного деда Михаила Лермонтова и дальнего предка будущего губернатора Саратовской губернии и премьер-министра России Петра Аркадьевича Столыпина. Торжества в честь свадьбы состоялись в доме Устинова 15 января 1830 года (а обряд венчания совершил в Сергиевской церкви протоиерей Гаврила Чернышевский, его сыну Николаю было в тот момент полтора года). Достоверно известно, что на эту свадьбу приезжал гулять друг и сослуживец жениха Денис Давыдов. Предположительно, на свадьбу к деду из соседних Тархан, что под Пензой, приезжал и 16-летний Миша Лермонтов – вместе с бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой (урожденной Столыпиной). Особо ценными коллекциями музея являются коллекции этнографической одежды, предметов быта и труда народов Поволжья, археологическая коллекция, коллекция холодного оружия, коллекция культовых предметов различных религиозных конфессий, коллекция единственного в России Музея голода, энтомологическая коллекция профессора Н.Л. Сахарова, коллекция общественно-политического и революционного движения конца 19-начала 20-го веков, мемориальная коллекция П.А. Столыпина. 410031, г. Саратов, ул. Лермонтова, 34. Проезд трол. № 1, 4, 5, авт. № 3, 11, 32, 33, 42 до ост. «Музейная площадь» Тел./факс: (8452) 28-24-96. Телефоны: (8452) 28-24-91, 28-23-94, 28-23-92, 28-23-86. | |
Просмотров: 5420 | |
Всего комментариев: 0 | |