Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

САРАТОВСКАЯ ОЙКУМЕНА.

Суббота, 20.04.2024

Саратов , Музейная площадь. Текст : Ия Яковлева.
Музейная площадь — есть место основания Саратова правобережного.
В 1674 году, по указу царя Алексея Михайловича, Саратов был перенесен с левобережья Волги на место нынешней Музейной площади, здесь и стал формироваться центр города. На площади находились ряды торговых лавок, именовавшиеся гостиным двором, потому площадь получила название Гостиной.

Царь прислал в Саратов полковника Александра Шеня, который без промедления принялся за дело градостроительства.

Вероятно, в первую очередь, рылись земляные укрепления, без которых трудно представить город того времени. Первые постройки, среди которых были дом воеводы, приказная изба, городской храм, были из дерева.

Тут же появились и торговые лавки, а позже базар с обжорным рядом, куда от пристани можно было дойти пешком. Позже этот известный базар был прозван "Пешим”.

Над рыночной площадью сначала возвышалась деревянная Смоленская церковь. В пожар она сгорела и была построена в камне с освящением во имя Рождества Богородицы с приделом Николая Чудотворца. Поэтому в обиходе эту церковь чаще называли "Никольской”. Стояла неподалеку и другая небольшая деревянная церковь — "во имя какое имевшей престол и в каком году построенная неизвестно”.

Вот подле этой "безымянной” церквушки и был заложен в 1689 году ныне существующий Троицкий собор – древнейшее из сохранившихся зданий Саратова, выполненное в стиле московского или "нарышкинского” барокко. За время своего существования собор имел
несколько названий - Троицкий, Свято-Троицкая церковь, Старо-Соборная церковь и Саратовский Троицкий (Старый) собор.


Некоторые историки сообщают, что в 1695 году собор посетил Пётр Первый. Другие опровергают этот факт, относя посещение города царем Петром только к 1722 году. Вскоре после постройки храма площадь стала называться Соборной, духовное название
возобладало над мирским. А с постройкой еще одного, Александро-Невского собора — Старособорной.

Ни проектных данных, ни фамилии зодчего Троицкого собора, увы,  не сохранились. Хотя и существует предположение, что автором проекта и строителем был
крепостной графа Голицына. Насчет названия «Троицкий» имеется такое предположение.

По одной из версий собор был построен стрельцами — коренными жителями Москвы, в окрестностях которой существовала величайшая на Руси святыня — Троице-Сергиева
Лавра с его Троицким собором. Возможно, стрельцы и дали новому храму наименование «Троицкий собор».  Кроме того, особенно чтимая святыня Троицкого собора – это чудотворный образ Нерукотворенного Спаса за правым клиросом нижнего храма. Образ
представляет собой хорошо выполненную репродукцию Нерукотворенного Образа Спаса Андрея Рублева со стены Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре. Что вполне оправдывает версию о происхождении храма.

Постройка собора длилась 40 лет, и было окончено примерно в 1722 - 1723 годах.Из оставшихся в архиве собора бумаг видно, что после пожара 1774 г. крестьянин князя Репнина, Абрам Добрынин, в 1780 г., с товарищами, по данному ему „рисуни", паписал в
новый иконостас святые иконы „самою искусной работой из масла". В 1786 г. епископ астраханский Антоний дал храмозданную грамоту на разобрание ветхой соборной церкви, что вызвано было опасением разрушения храма по замеченным в сводах и стенах трещинам.

С этого времени Троицкий собор был заперт и оставался запертым 6 лет, а служение производилось в Крестовоздвиженской церкви.

По замечанию Н. Г. Скопина, посетившего в 1799 году Саратов, в городе «книг по церквам не роздано; указов нигде нет; благочиния очень мало; в церковниках недостаток. В Сергиевской церкви службы не происходило одно время по ссоре между собой священников. Для прихожан многие священники являют соблазн. Беднее всех церковь Казанская. А купец Устинов заявил желание обновить собор».

Закрытый по ветхости, собор в 1805 г. снова ремонтировался. В 1813 г.  снова был заперт, и уже после капитальной починки собор открыт и существует до сих пор.

М. А. Устинов и Гр. Я. Крюков, саратовские богачи, доказывали, что разбирать собор и
строить новый нет надобности, что трещины не увеличиваются, что фактически доказали. Наконец, г. Устинов добился того, чтобы ему дозволили произвести поправки: и вскоре собор был вновь открыт для богослужения.

В 1811 г. возникли было вновь опасения по поводу тех же трещин, но свидетельство двух архитекторов - тамбовского и саратовского - опровергло эти опасения.

С построением нового собора, во имя св. Александра Невского, старый Троицкий собор обращен в приходскую церковь. В новый собор перенесено из старого много ценных вещей, но сохранились в нем серебряный позолоченный потир с 8-ю финифтовыми образами - пожертвование астраханского епископа Антония в 1771 г., Евангелие московской типографии 1698 г. и книга Григория Назианзина

1605 г.

В конце XVIII - начале XIX века каменные здания начинают  вытеснять деревянные строения и завоевывать пространство вокруг бывшей базарной площади.

Наступала эпоха классицизма, которая и сформировала архитектурный ансамбль Соборной  площади. Вокруг Троицкого собора группировались административные учреждения, базар, торговые ряды, дома знатных и зажиточных горожан.
Из этого центра шли по разным направлениям главные улицы, сохранившие и до нас свое направление.

Вокруг площади также стал формироваться архитектурный ансамбль. Его составили: здания Управления Рязано-Уральской железной дороги (архитектор Салько А.М. ) ,


особняк Пескова,
духовная семинария,
дом первого саратовского краеведа А. Ф. Леопольдова,
дом причта Казанской церкви.


особняк купчихи А. В. Чирихиной,
городское училище,

дом первого книготорговца Вакурова,


особняк Устинова — ныне Саратовский областной музей
краеведения.


Окончательно площадь сформировалась в эпоху классицизма.

В 1811 г. напротив  Старого собора был построен каменный Гостиный двор, простоявший на этом месте около ста лет. Он был снесен в 1907 году, когда решением городской управы здесь было определено строительство здания общества купцов и мещан,
сданное в аренду управлению РУЖД.

В 1931 году площадь стала называться Музейной. ..Это название связано с тем, что сама площадь, на которой сохранились уникальные памятники зодчества, имеет музейное значение. Так принято считать.


Однако очевидно, что название площади – Соборная – просто-напросто не отвечало реалиям жизни Советского государства, потому была переименована площадь из Соборной в Музейную.

Позже, в подтверждение антиклерикальной политики, в 1937 г. Троицкий собор был закрыт, в 1942 г. передавался в аренду, а в 1947 г. был возвращен Православной Церкви.

В начале пятидесятых годов 20 века из Палеха был выписан иконописец и
шкатулочник Павел Львович Парилов, он восстановил росписи на стенах и написал около 40 новых икон.

В 1972-1976 годах по проекту ленинградского архитектора Д. Е. Бабенкова и под его личным руководством в храме были проведены реставрационные работы, золочение крестов, куполов и подзоров, а также обновлены здания собора и росписи в верхних и нижних церквях.

Саратовский областной музей краеведения – бывший особняк купца-попечителя Троицкого храма теперь является одним из старейших краеведческих музеев России.

В 1810 году губернский архитектор Василий Иванович Суранов построил для купца Филиппа Котенева (Катенева) дом.

После Катенева дом отошел купцу Устинову, который решил два отдельно стоящих здания архитектурно оформить в одно – превратить старые каменный флигеля в большой особняк в новом классическом вкусе. Для этих целей в 1813 году Михаил Устинов обратился к И.Ф.Колодину, приехавшему в Саратов из Петербурга в связи с ремонтом Свято-Троицкого собора. Архитектор предложил объединить дома в единый объем и надстроить третий этаж. Также предполагалось добавить лепной орнамент, возвести портал из коринфских колон и угловые портики. Так и сделали.

В 1829-м году особняк был продан Святейшему Синоду. Здесь  располагалась духовная
православная семинария, в которой  учился Николай Чернышевский. После семинарии сурановский особняк служил (с 1897 года) второй мужской гимназии, потом второму мужскому реальному училищу. Теперь здесь средняя школа № 25 имени Чернышевского.

Винный откупщик Михаил Устинов был столь богат и известен в Саратовской губернии, что его внучка Мария Александровна вышла замуж за дворянина – отставного штабс-капитана Афанасия Алексеевича Столыпина, двоюродного деда Михаила Лермонтова и дальнего предка будущего губернатора Саратовской губернии и премьер-министра России Петра Аркадьевича Столыпина.

Торжества в честь свадьбы состоялись в доме Устинова 15 января 1830 года (а обряд венчания совершил в Сергиевской церкви протоиерей Гаврила Чернышевский, его сыну Николаю было в тот момент полтора года).

Достоверно известно, что на эту свадьбу приезжал гулять друг и сослуживец жениха Денис Давыдов.

Предположительно, на свадьбу к деду из соседних Тархан, что под Пензой, приезжал и
16-летний Миша Лермонтов – вместе с бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой (урожденной Столыпиной).

Особо ценными коллекциями музея являются коллекции этнографической одежды, предметов быта и труда народов Поволжья, археологическая коллекция, коллекция холодного оружия, коллекция культовых предметов различных религиозных конфессий,
коллекция единственного в России Музея голода, энтомологическая коллекция профессора Н.Л. Сахарова, коллекция общественно-политического и революционного движения конца 19-начала 20-го веков, мемориальная коллекция П.А. Столыпина.

410031, г. Саратов, ул. Лермонтова, 34.
Проезд трол. № 1, 4, 5, авт. № 3, 11, 32, 33, 42 до ост. «Музейная площадь»
Тел./факс: (8452) 28-24-96.
Телефоны: (8452) 28-24-91, 28-23-94, 28-23-92, 28-23-86.
 

Категория: Площади Саратова. | Добавил: une (27.03.2010)
Просмотров: 5420 | Рейтинг: 4.7/9
Всего комментариев: 0