Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

САРАТОВСКАЯ ОЙКУМЕНА.

Вторник, 16.04.2024

Саратов , Соборная площадь и площадь Чернышевского. Текст: Ия Яковлева.
Эти площади образуют  одно пространство, подобно центральной площади Саратова - Театральной, бывшей Торговой, которая в свое время подвержена была дроблению на собственно Торговую и Театральную, а потом воссоединила части под названием Театральная, поскольку торговли на площади нет.

И если сейчас Театральная площадь  имеет в своем объеме в качестве зеленого пространства лишь сквер с памятником, то площадь Соборная включает в себя самый известный городской сад «Липки». 

Полностью Соборная площадь оформилась к началу 19 века, и по самому значительному зданию присутственных мест тогда называлась  площадь Присутственных мест.
Здание присутственных мест, 1807-1812 гг., арх. А.Захаров, строители Х.Лоссе, В.П.Суранов.
ул. Радищева, д. 22

В 1803 году петербургский архитектор,  Адреян Захаров, разработал «образцовый» проект казенных зданий для губернских городов. Один из этих проектов был прислан  в Саратов. Этот проект носил рекомендательный характер; окончательную доработку он должен был получить в губернии, сообразно с местными вкусами и возможностями.

Саратовский губернский архитектор X . Лоссе внес свои изменения и начал постройку, а завершил ее в 1807 году В. Суранов. Двухэтажное  здание во время большого пожара 1811 года сгорело. После чего В. Суранов составил проект возобновления здания присутственных мест «о трех этажах». В середине века присутственные места опять горели, и вскоре были отделаны заново, «с прибавлением с двух сторон новой пристройки»,  по проекту Г. Петрова. Сейчас здание занимают музыкальное и хореографическое училища города.


В 1815 году в центре площади начинается сооружение Александро-Невского собора, по проекту известного архитектора В.П.Стасова. С появлением этого храма площадь стала называться Соборной, или Новособорной (в отличие от Старособорной на Волге).

Кафедральный собор построили в честь победы  в войне  1812 года. Как в Москве, где начали закладку знаменитого Храма Христа Спасителя в честь этой победы. Саратовский храм однако соорудили быстрее, благо и начальная сумма на строительство нового собора у города уже имелась (пожертвование еще Екатерины I). Годы закладки-строительства-освящения нового храма: 1815 - 1826.  В народе храм назвали Новым собором, и представлял он собой двухэтажное каменное строение.

Собор этот был уничтожен в 30-40-е годы двадцатого века. На его месте сейчас – стадион «Динамо». Предполагают, что под  главной  трибуной стадиона до сих пор находятся останки захороненных в соборе святителей. Тем не менее, судьбу Храма Христа Спасителя, очевидно, повторить не удастся. Возрождать храм на прежнем месте в Саратове не собираются.

В 1824 году по инициативе городской управы и решению городской думы было принято решение посадить вокруг собора сад, об этом 8 апреля (26 марта по старому стилю) 1824 года в журнале Саратовской городской думы записано: «Сего числа Дума, имея за рассуждение, что к украшению города нужным признать сделать на площади Александровского собора бульвар, насадить липок и сделать приличную огородку».

Тогда  мещанин М. Смирнов и крестьянин Н. Федоров высадили для бульвара 1080 липок. А 7 прудов в саду обустроили пленные французы. Несмотря на насаждение липок, бульвар получил название  в честь собора - Александровский, затем— просто Городской, и только в 1876 году впервые официально было упомянуто название «Липки».


Каждый саратовский градоначальник  вносил вклад в обустройство Липок.
В 1871 г. губернатор М.П. Галкин-Врасский распорядился: «…посадочный материал брать не из займищ, а из горных лесных дач» как более устойчивый. Поставщиком саженцев стал крестьянин Хвалынского уезда Алексеевской волости с. Старая Яблонка И.Т. Селиверстов. Осенью 1877 г. он посадил в Липках 2436 деревьев и кустарников: осокоря, липы, клена, карагача, рябины, сирени, акации. В 1876 г. по распоряжению городской управы в парк завозилась черная луговая земля. В 1877 г. садовником в парк принят крестьянин калужской губернии С. Степанов.

В 1876 г. соорудили деревянное ограждение. А городской архитектор Салько составил смету на снабжение городского бульвара водой. Предполагалось от фонтана «провести железную  дюймового диаметра трубу длиной 70 сажен». Позже насаждения поливали ночью из шлангов, что вызвало недовольство некоторых жителей.

В парке функционировала оранжерея для выращивания рассады и хранения зимой вечнозеленых растений: агав, эхеверий и др. В конце 1870-х годов в парке появились деревянные павильоны для прохладительных напитков, мороженого и пр.

В 1901 году из «Липок» в сад Сервье перенесли музыкальную эстраду, а на ее месте построили новую раковину. В 1908 году, «Липки» значительно расширили и обнесли со всех сторон красивой ажурной кованой оградой.

Стало быть, «приличная огородка» в начале 20 века (1907-1908г.г.) превратилась в заметное украшение парка, да и всего города. Профессиональное общество рабочих кузнечно-слесарного цеха в мастерских Александровского ремесленного училища изготовило ограду по эскизам художника С.В. Чехонина.  Чехонин — известный мастер, который создал свой стиль, пройдя путь от художника «Мира искусства» к советскому ампиру. Весьма точно о нем писал Эфрос: «Это был создатель виньет и миниатюр для коллекционеров,.. воскреситель старой эстетики дней Александровых.., чистейший чувственник прелести Ампира, это был образец ретроспективизма, пай-дитя «Мир искусства», это был изготовитель очаровательных и драгоценных безделиц, самых хрупких и самых бесцельных вещей, какие в состоянии был произвести российский императорский декаданс».

«Драгоценная безделица» до сих пор весьма украшает парк Липки.

В 1906-1909 гг. керосиновое освещение было заменено на электрическое.

В начале XX века создана комиссия по заведованию садом Липки.
Наиболее старые сохранившиеся насаждения – сирень, посаженная во второй половине XIX в., 3 дерева конского каштана, посаженные в 1905-1910 гг., липы и клены около фонтана.

Так, постепенно городской бульвар «Липки» приобретал вид, приближающийся к современному. В первые после революции и довоенные годы каких-либо заметных изменений в Липках не произошло. Большие работы по благоустройству сада повели в 1960-е годы. Все устаревшие деревянные павильоны заменили более современными: был установлен шахматный павильон, открыт читальный зал. На месте старого летнего театра был выстроен летний кинотеатр дневного света. Появились два фонтана, асфальтировались аллеи.

И поныне новейшая история Липок продолжается, и довольно показательным образом.
Например..Многие годы одну из аллей парка украшали бюсты известных русских писателей, композиторов и ученых. Аллея так и называлась «Аллея писателей».В конце 90-х годов 20 века после нескольких актов вандализма все памятники знаменитостям были демонтированы, и об их дальнейшей судьбе ходили разные слухи. Кто-то утверждал, что бюсты сняли для реставрации. По другой версии, памятники от времени окончательно разрушились и восстановлению не подлежали. Но, в конце концов, выяснилось, что «аллея знаменитостей» перекочевала в парк пригородного поселка Усть-Курдюм, где находятся элитные коттеджи многих богатых саратовцев.

В целом,  сад вдруг пришел в явное запустение и начал требовать существенного ремонта: частично пришли в негодность электроосвещение и система полива газонов, перестали работать фонтаны, был разрушен  летний кинотеатр, за ненадобностью,  закрыл свои гостеприимные двери даже общественный туалет. Кроме того, была убрана последняя скульптурная достопримечательность - фигура писателя Максима Горького с надписью "Человек - это звучит гордо!".

По всему было видно, что градоначальникам нового времени общественный сад оказался неинтересен. Однако нашлись богатые спонсоры, которые по собственной инициативе решили отремонтировать Липки. Кто они, эти люди..Идею восстановления сада подал г-н Шнайдер. После переговоров с городскими властями был разработан проект и составлена смета  на сумму 850 тыс. руб. Нашлись и партнеры: "Бритиш Американ Тобакко Россия", "Саратовстекло", Поволжский коммерческий банк, "СК-монтаж", "Технос-инженеринг" и Служба единого заказчика. Идею одобрил Генеральный консул ФРГ в Саратове г-н Вайскаупфт. Ибо, да, «заграница нам поможет». На территории сада были проведены большие ремонтно-восстановительные работы: обновлены и покрашены забор и ворота, восстановлены скамейки, отремонтированы электроосвещение и система полива газонов и т.д. Готовился к открытию новый большой фонтан.

27 апреля в Саратове состоялось торжественное открытие после капитального ремонта городского сада Липки, который в 2004 году отметил свое 180-летие.
Открытие сада началось с представления спонсоров, вложивших средства в его ремонт. Затем, после исполнения песни о Саратове, выступил мэр города Юрий Аксененко, произнесший слова благодарности в адрес тех, кто помог городу воссоздать Липки в прежнем облике. Мэр назвал это примером сотрудничества власти и бизнеса, а также отметил, что этот пример - свидетельство возрождения традиционного российского меценатства. Не только российского, заметим.

Впрочем, не только сад Липки организует пространство Соборной площади.

Вокруг есть немало интересного: -особняк Шмидта, ул. Волжская, д.32
стиль — региональный модерн. Выдающееся по красоте здание 1910-1915 гг. постройки, которое от богатых мукомолов перешло в ведение областного правительства. В годы войны здесь размещался областной комитет ВЛКСМ, в этом здании Марина Раскова  сформировала 3 женских авиационных полка. Позднее здесь размещался этнографический музей, потом обкомовская гостиница. В настоящее время здание используется для приема правительственных делегаций.

Церковь-часовня «Утоли моя печали», ул. Волжская, д. 36
Проект в 1903 (по другим данным — в 1904) году сделал саратовский архитектор Петр Митрофанович Зыбин. Строительство закончилось в 1906 году.


Каменная шатровая церковь представляет собой уменьшенную в 2-2,5 раза, слегка отличную от оригинала копию Покровского храма, расположенного на Красной площади в  Москве. Храм назван в честь иконы Божьей Матери «Утоли моя печали» – копии с московской чудотворной иконы.  Архиепископ Гермоген, при котором была построена церковь, был ярым противником всякого рода новаций. Возможно, именно этим объясняется его выбор традиционного ("под XVII век"), почти архаичного типа культовой постройки, включая композицию фасада и плана, большинство элементов и деталей.

Впрочем, для Саратова копирование, воссоздание, удвоение святынь московских — характернейшая привычка, черта и традиция.

В годы Советской власти веселенькое, яркое здание сохранилось практически в первозданном виде, однако, как и многие другие храмы России, не использовалось по назначению — здесь был открыт планетарий. В 1960-х годах были сняты кресты. В 1965 году Владыка Пимен (Хмелевской, †1993), тогда Епископ Саратовский и Волгоградский, обратился к городским властям с просьбой позволить отреставрировать храм на средства епархии.  Ремонтировать здания бывших культовых учреждений в то время было «не принято». Исполком отверг церковную материальную помощь, однако, принимая во внимание уже начинавшее изменяться общественное настроение, сам изыскал необходимую сумму и провел наружный косметический ремонт планетария. С личного разрешения первого секретаря обкома партии А.И. Шибаева, взявшего ответственность на себя, на витые купола церкви-часовни снова подняли кресты. Позднее было восстановлено утраченное навершие к левому крылу церкви, позолочен крест над главным шатром.

В 1990 году храм передали епархии.

15 октября 2004 года на основе прихода храма вновь  организовано Архиерейское подворье. К нему приписана часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», расположенная на  Театральной площади Саратова.

Архиерейские ряды,
ул. Радищева, д. 34
Здание, по неточным данным, построено было в 1874 году на средства церковного ведомства, в стиле русской эклектики, использовалось епархией как доходное. В нижнем этаже его все помещения арендовались саратовскими купцами для устройства лавок и магазинов. Содержал здесь "Рижский магазин"  саратовский купец Петр Григорьевич Бестужев, торговавший зонтами, чемоданами, саквояжами, перчатками, шляпами и галстуками. В другом помещении располагался писчебумажный магазин Федина и Покровского, где горожане покупали школьные и ученические принадлежности, бумагу, учебные пособия, переводные картинки и почтовые открытки.

В начале ХХ века за прилавком этого магазина неоднократно стоял К.А.Федин, будущий писатель, отец которого готовил сына к коммерческой деятельности и поручал ему обслуживать покупателей. В угловом помещении располагался в 1910-е годы " Чайный магазин" купца К.Булкина, где продавались булочно-кондитерские изделия, и, в частности, саратовский калач.

Во втором этаже архиерейского ряда была устроена гостиница для пребывающих в Саратове священнослужителей, кои периодически приезжали из сельских, волостных и уездных приходов в губернский центр по казенным и личным надобностям.

С 1917 года усадьба архиерея была конфискована, в архиерейском доме обосновалась детская клиника медицинского института, остальные здания комплекса тоже были приспособлены под насущные городские нужды.

В мае 1991 года двухэтажное здание архиерейского дома было передано Русской Православной церкви под духовную семинарию. Монашеские кельи вновь на 2 этаже архиерейских рядов, а на первом этаже — магазины.

Усадьба Рейнеке,
ул. Соборная, д. 22
Шехтель, модерн, 1912 год, славное своей красотой здание особняка, на месте которого находился дом, в котором умер Чернышевский. Принадлежал особняк мукомолам Рейнеке, сейчас госпиталь для ветеранов ВОВ.

Здание Коммерческого собрания,
ул. Соборная,  д. 18
В 1861 году в двухэтажном доме, построенном купцом Тюльпиным, разместился коммерческий клуб. В 1909 году был надстроен третий этаж, в 1914-м саратовский архитектор М.Г. Зацепин изменил фасад, оформил интерьеры здания. Клуб обзавелся прекрасной библиотекой. Саратовским отделением Императорского русского музыкального общества проводились симфонические и камерные, вокальные и инструментальные концерты. Существовал кружок любителей сценического искусства Большой популярностью пользовался ресторан собрания.

В 1909 году о Коммерческом собрании писали: «Единственное и лучшее в Саратове заведение, где богатые люди занимаются умственным (карты) и физическим (биллиард) трудом». Карточная игра в них проходила в так называемой «детской» комнате, куда допускались только члены клуба Коммерческого собрания. Денег через «детскую» комнату проходило столько, что все Коммерческое собрание существовало за ее счет. Доход от «детской» комнаты достигал ста тысяч рублей. Именно за деньги этой комнаты в 1915 году здание было перестроено: сооружены новые пристройки и заново оформлен фасад, который мы видим сегодня на здании, где находится гарнизонный Дом офицеров.

В Доме офицеров сохранились традиции: музыкальная школа, любительский театр.

Дом Колпакова,

Особняк Корбутовского,
ул. Соборная, д. 16

Здание саратовской филармонии,
Соборная пл., д. 9
На это месте находились в конце 19 века находились театр и концертный зал купца Очкина. В 1920г. театр сгорел. В уцелевшей части здания некоторое время располагался клуб работников РУЖД. В 30-х годах здание было полностью снесено. В настоящее время на этом месте находится здание Саратовской областной филармонии. В 2006 году здание филармонии традиционно горело, концертный зал пострадал особенно, 2 рояля, Стейнвей и Блютнер, горькие потери, собираются средства на восстановление.
Небольшая площадь, часть Соборной, находится между садом «Липки» и улицей Радищева.

После революции 1917 года, в конце 20-х годов, площади присвоили имя по памятнику Н.Г.Чернышевского.

Памятник расположен на месте памятника Александру II на Новособорной площади. Он был построен в 1918 году скульптором П.Ф.Дундуком, и как многие памятники послереволюционного периода оказался недолговечным, являясь окрашенным чёрной краской бюстом из бетона или гипса. В 1935 году был объявлен конкурс на новый памятник. Второй памятник Чернышевскому работы Александра Кибальникова был установлен лишь в 1953 году. Памятник (ещё в глине) был одобрен Иосифом Сталиным, который велел подправить стрижку Николаю Гавриловичу, обрезать слишком длинные, на его вкус, волосы. И все же, несмотря на  эстетическую рекомендацию высшей инстанции, волосам русского философа оставлена была первоначальная длина.


Какое-то время площадь, оставшаяся вовсе без памятника, носила название Коммунарной, затем, в 1934 году им. С.М.Кирова.  В 1966 году площади было вновь присвоено имя Н.Г.Чернышевского.

Сейчас площадь носит  название — Соборная.






Категория: Площади Саратова. | Добавил: une (05.08.2010)
Просмотров: 5759 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0