Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

САРАТОВСКАЯ ОЙКУМЕНА.

Воскресенье, 15.12.2024

Аркадак. Текст : Ия Яковлева.
Название города "Аркадак"- древнетюркского происхождения, имеет несколько толкований; один из вариантов — «местность, окруженная горами».

Древняя история этих земель связана с пребыванием здесь сарматов и савроматов.В священной книге зороастрийцев Авесте сарматы упоминаются под именем «сайрима» и называются кочевниками, «которые не знают власти верховных правителей».

Особенностью савроматов было высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. Древние писатели часто называют савроматов женоуправляемым народом. Геродот пересказал легенду об их происхождении от браков скифских юношей с амазонками — легендарным племенем женщин-воительниц. Псевдо-Гиппократ также сообщал, что сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики. Он приводит и такую удивительную деталь: у девушек нередко удаляли правую грудь, чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку и сделали бы женщину сильной наравне с мужчиной. Сарматские женщины-воительницы, вероятно, послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках.Эта легенда была призвана объяснить, почему савроматские женщины ездят верхом, владеют оружием, охотятся и выступают на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага. Они были хранительницами очага,воспитателями детей, и воинами наравне с мужчинами. Знатные женщины нередко выполняли почётные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, клали кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины — предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь. Учёные полагают, что савроматский род был материнским, и счет родства на этапе разложения родового строя велся ещё по женской линии. Впоследствии, когда на основе савроматских племен возникли новые сарматские союзы, признаки матриархата исчезли. Сарматское общество стало патриархальным.

Некоторыми исследователями считается, что часть сарматов (преимущественно донские аланы) была ассимилирована восточными славянами и вошла в состав казачества, и, через него - в состав русской и украинской наций.
 
Прямыми потомками алан являются современные осетины и ясы. Осетинский язык является единственной сохранившейся формой сарматского языка.
Средние века не привнесли государственности на эти земли.

И только в 1691 году царь Петр I пожаловал своему дяде Л. К. Нарышкину Конобеевскую волость – земли по рекам Хопер, Аркадак, Медведица, Ворона, с крупными торговыми селами Конобеево и Ялтухино.
Таким образом, Аркадак, основанный на реке Аркадак вблизи впадения её в Хопёр, возник как село на земле помещика Л.К.Нарышкина.  Первое упоминание об Аркадаке относится к 1721 году. По первой переписи населения, проводившейся в 1719-1727 годах, село Аркадак значится во владениях Нарышкиных как «новое поселение».

Лев Кириллович Нарышкин (1664- 1705)- боярин (1687), начальник Посольского приказа (1698 -1702), создатель архитектурного стиля "нарышкинского барокко", член совета бояр.Личность влиятельная в петровское время.

Пользовавшийся уважением и расположением царственного племянника, боярин Л.К.Нарышкин занимал высокое положение и в Думе, и в административных органах. Во время Великого посольства 1697-1698 гг., первой продолжительной отлучки Петра за границу, боярин остался в Москве во главе комиссии по управлению страной. Один из богатейших людей России, Л.К.Нарышкин владел, в частности, железоделательными заводами, в Туле и Кашире, на которых изготавливалась большая часть артиллерии, такелажа для строившегося в Воронеже первого русского морского флота.

После кончины Л.К.Нарышкина Петр особо опекал его старших сыновей Александра (1694-1745) и Ивана (1700-1734), будущих своих активных сподвижников на ниве преобразований. Потомки Л.К.Нарышкина составили самую многочисленную ветвь рода в XVIII-XIX вв.

Собственно на Аркадаке влияние и деятельность Л.К. Нарышкина никак не сказались.
Тогда как его сын,А.Л.Нарышкин, проявил себя более активно владельцем аркадакских земель.Не играя значительной роли при дворе, но пользуясь большим уважением, он стал сенатором и дослужился до чина действительного тайного советника.
В 1736 году он переселил из своих муромских и серпуховских имений на берега реки Аркадак 313 крестьян и построил в Аркадаке деревянную церковь «во имя Николая Чудотворца». Так появилось второе название села – Никольское.

Век 18-начало 19.

Кирилл Григорьевич Разумовский (настоящая фамилия Розум) (1728—1803) — граф с 1744 года,генерал-фельдмаршал, последний гетман малороссийский с 1750 по 1764 год.
Младший брат Алексея Разумовского — фаворита русской императрицы Елизаветы Петровны.

Это собственно, главный пункт биографии владельца Аркадакских земель.
С 1751 года, после назначения на пост гетмана, жил в городе Глухове. Участник дворцового переворота 1762 года в России, в результате которого воцарилась Екатерина II. После ликвидации гетманщины получил чин русского генерал-фельдмаршала.
27 октября 1746 года Розумовский женился на фрейлине императорского двора Екатерине Ивановне Нарышкиной. Многочисленные и не слишком старательно скрываемые любовные похождения не мешали К. Г. Разумовскому быть заботливым отцом многочисленного семейства: они с Е. И. Нарышкиной (приданое которой и принесло Аркадак во владение Кириллу Григорьевичу) были родителями шестерых сыновей и пяти дочерей, отличавшихся редким, даже по тем временам, высокомерием и спесивостью.

Граф Кирилл Григорьевич Разумовский принадлежит, бесспорно, к числу замечательных личностей XVIII столетия. Занимая высшие государственные должности, заслужив дружбу и расположение нескольких государей, безотчетно управляя обширным краем, он никогда не забывал своего низкого происхождения и в душе оставался всегда простым русским человеком. Но Аркадак ничем не был интересен Кириллу Григорьевичу.

В 1820 году сын К.Г.Разумовского, и наследник, А.К.Разумовский, продал свои земли по Хопру, Аркадаку и Медведице действительному тайному советнику А.В.Абазе (Абаба Ага Васильевич, по прозвищу Абаза) по некоторым источникам.Не сумев после отмены крепостного права приспособиться к развивавшимся капиталистическим отношениям, Абаза распродал большую часть своих земель. Однако до продажи земли он сумел отметиться как хозяин. Исторические хроники свидетельствуют о том, что при Абазе уже существовал винокуренный завод в Аркадаке. Кроме выкурки спирта завод производил "хлебное вино" - водку. Для производственных целей использовалась речная вода, отличавшаяся особой чистотой. Для подачи воды была построена дамба и 3 шлюза, которые просуществовали до 30-х гг. ХХ века. В Вознесенской церкви села Аркадака находился Животворящий Крест, замечательный древностью и находящимися в нем святынями. Крест этот пожалован был изначально царем Михаилом Феодоровичем окольничему Артемию Измайлову, а в Аркадакскую церковь пожертвован именно А.В. и П.И. Абаза в 1838 году. В 1918 году бесследно исчез.

В 1868 г. имение Абазы, вместе с винокуренным заводом купил Леонид Дмитриевич Вяземский, Астраханский губернатор, а с 1892 г. управляющий департаментом уделов, представитель русского княжеского рода.

Век 19, начало 20.

Князь Леонид Дмитриевич Вяземский (1848—1909), начальник Главного управления уделов, член Государственного совета, пионер полезащитного лесоразведения в нашей стране.
Князь весьма разнообразно распорядился своей собственностью.
И если в Лотаревской усадьбе им был организован один из самых известных в России конных заводов по разведению орловских рысаков , а в расположенном рядом с имением селе Коробовка князь Л.Д. Вяземский построил в 1872 —1881 г. для местных жителей большую больницу, школу и церковь, а также пансионат для бедных детей окрестных жителей.То в Аркадаке князь обустроил усадьбу и винокуренный завод.
Этот спирто-водочный завод с ректификационным отделением и производством разлива водки в мелкую посуду, он построил в 1872 году,и, тем самым, сделал исторический вклад в развитие Аркадака.

Помимо прочего, Леонид Дмитриевич Вяземский расширил и переоборудовал уже действующее винокуренное производство, и стал одним из крупнейших производителей водки в Саратовской губернии. У Вяземского был свой рынок в центре Аркадака. Был магазин, где продавали водку. Его называли "винополка". Вяземский был заинтересован в сохранении рабочей силы. Построил бараки для рабочих и гостиницу. Продукция завода князя Вяземского приносила ему огромную прибыль, а царская казна получала ощутимые денежные отчисления, что способствовало процветанию предприятия.

Князь Вяземский известен также покровительством Н.Г. Чернышевскому.Именно по ходатайству Леонида Дмитриевича был прекращен наем лица, надзиравшего за Чернышевским, а впоследствии и сам астраханский узник покинул город и поселился в Саратове.

Изменение места ссылки политически неблагонадежного Чернышевского в связи с ухудшением его здоровья - заслуга Вяземского, который сообщил властям о состоянии ссыльнопоселенца Чернышевского и просил разрешения на его переезд в Саратов. Впоследствии, вспоминая об астраханском губернаторе, Н.Г. Чернышевский писал: "Благородный человек. По моему допросу признался, что начал дело он - частным письмом. Я в этом был убежден...".

Проведение через село Аркадак железной дороги способствовало его более быстрому экономическому развитию.

Село становится одним из крупнейших в Балашовском уезде.

До проведения железной дороги Аркадак не представлял собою ничего выдающегося в торговом отношении. Скупка хлеба здесь вовсе не производилась. Самое село Аркадак и окружающие его селения и имения отправляли свой хлеб частью через станцию Салтыковка, частью через Ртищево. Проведение железной дороги и открытие станции в селе Аркадак сразу подняло его торговое значение, в нем появились не только мелкие скупщики хлебов, но и представители крупных торговых фирм. Быстрое возрастание Аркадака, как торгового центра, зависит от выгодного его географического положения. Аркадак обслуживает юго-восточный угол Балашовского уезда, где много крупных крестьянских хозяйств и до 1906 года был целый ряд крупных владельческих экономий.

В.С.Вахрушев, автор литературно-краеведческой книги "Большой, как солнце, Балашов" сообщает любопытный факт.

В 19 веке возле Аркадака поселились немцы и датчане из секты меноннитов.Всего их, к 20 веку, проживало около 1,5 тысячи человек. При Советской власти иноземцев было принято хвалить за трудолюбие и трезвость, и ругать за "кулачество".

В википедии можно уточнить, что с 1854 г. данцигские, мариенбургские и эльбингские меннониты стали селиться сначала в Новоузенском уезде, а потом и в Самарском, и до 1874 г., когда прибыла их последняя партия, образовали 16 колоний, получив также по 15 десятин на душу.

Другие иностранцы на земле Аркадакской.

Небезызвестный Фритьоф Нансен обратил внимание на места возле Аркадака, когда оказывал помощь голодающему Поволжью. Была им взята в концессию территория 7 деревень, получившая прозвище "Дания". Здесь занимался делами управляющий норвежец Седерсен (местные звали его Гест Карлович), который привез тракторы, а также организовал  свиноводческое хозяйство. Совхоз еще в 1929 году отлично функционировал, несмотря на то, что работали там русские: поставляли бекон в Англию. В 30 год-ые годы все этобесславно закончилось. И немцы, и датчане подпали под репрессии. Кто-то из них успел уехать на родину, кто-то был сослан на Алтай и в Сибирь, а кто-то смог худо-бедно обрусеть.

Вернемся к самому началу 20 века, чтобы отметить важные вехи в развитии Аркадака.
В 1900 году в селе была открыта первая библиотека

, в 1903-м – духовное училище. В этом же году построено кирпичное здание земской больницы. В 1909 году в Аркадаке построили кирпичный завод, а 1913-м – элеватор, маслобойный завод и мельницу купца Епифанова.

Лирическое отступление: Немного о Епифанове.

ЕПИФАНОВ Александр Николаевич – купец 2-й гильдии, винный откупщик, городской голова (1891–1894) (точнее май 1895 – Ю. Ч.), член Саратовского общества любителей изящных искусств (с 1889)
О том, куда простирался «хлебно-водочный» интерес Епифанова-купца, говорится в тех же воспоминаниях Славина: «Бог не дал ему… длительности в его собственной семье, которую он содержал строго и крепко по-старозаветному. Из двух его сыновей один умер в молодых годах, другой оказался безнадежно душевнобольным. В последние годы жизни его мучительно томило: кому передать очень обширное торговое дело, которое он поставил в грандиозных размерах в Средней Азии. Не знаю, как удалось ему решить этот вопрос, но известно, что он решительно и безусловно отвергал очень выгодные предложения и домогательства евреев купить у него торговое предприятие в целом составе».

Так, еще до выборов его на пост городского главы (1891 год) он был известен как предводитель и главарь городской думской «черной сотни». И в этой своей роли он несет определенную ответственность за состоявшиеся пятнадцатью годами позже – в революцию 1905 года – в Саратове еврейские погромы, сожжение синагоги и другие черносотенные действия. После революции, проживая в Москве, он, видимо, явился одним из основателей Русского Монархического Собрания (1906 год) – интеллектуального штаба русских монархистов – и активным членом его правления. Торговые свои дела Епифанов, видимо, не свернул, так как в списке членов правления РМС Епифанов упоминается как купец. В 1908 году он стал одним из подписантов телеграммы к лидеру черносотенцев В.М. Пуришкевичу, ставшему членом Собрания, в которой подписанты просили его настаивать в Государственной Думе на изгнании евреев из России (опубликовано в печатным органе Собрания газете «Старая Москва» 24 апреля 1908 г.).

Наряду со всеми перечисленными качествами саратовского градоначальника, именно при нем был создан Саратовский художественный музей им. Радищева, чему он способствовал не только как градоначальник и член Саратовского общества любителей изящных искусств, но и как благотворитель.
как отметил Славин: «Несмотря на многие минусы, Епифанов все же был натурой своеобразно цельной и недюжинной». Умер А.Н. Епифанов в Москве, предположительно между 1914 и 1920 годами.

19 ноября 1917 года в Аркадаке была провозглашена советская власть, а в апреле 1918-го – конфискованы все помещичьи земли, возникли первые госхозы.

После окончания гражданской войны в Аркадаке начинается мирное строительство: в 1929 году создается машинно-тракторная станция, а в 1930-м – первый колхоз «Смычка». В 1939 году село Аркадак повысили в статусе – оно стало рабочим поселком.
В 1941-1945 гг. аркадакцы защищали Родину на фронтах, самоотверженно трудились в тылу, оказывали всевозможную помощь фронту. Четырнадцать уроженцев земли Аркадакской стали Героями Советского Союза, многие награждены орденами и медалями.

В 50-е годы в Аркадаке ведется интенсивное строительство, как промышленных предприятий, так и объектов социально-культурной сферы.
А в 1963 году Аркадак стал городом,население его выросло и составило 12 621 человек.

В современном Аркадаке преобладает одноэтажная деревянная застройка.


Сохранилась и действует церковь Вознесения, построенная в 1822 году.


Церковь обнесена новенькой оградой.

Сохранились здания заводов прекрасной эпохи начала 20 века. В городе находится филиал Саратовского краеведческого музея



, с весьма любопытной коллекцией не только утюгов

и чучел полевых мышей (мебель князя Вяземского, интересные результаты археологических раскопок местных школьников и пр.).




Рядом с музеем - памятник М.Калинину на фоне полуразрушенного кинотеатра "МИР".

Музей занимает территорию бывшего дома быта Элегант. Тогда как дом быта Элегант расположился в еще более уважаемом месте- административном центре, на центральной площади.

Категория: Саратовская область. | Добавил: une (03.12.2009)
Просмотров: 7458 | Рейтинг: 4.2/14
Всего комментариев: 0