Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

САРАТОВСКАЯ ОЙКУМЕНА.

Пятница, 26.04.2024

Хвалынск. Текст : Ия Яковлева.
Есть мнение, что по концентрации памятников на квадратный километр Хвалынск занимает ведущее место в России. В хвалынских окрестностях результатом археологических раскопок и исследований последовательно представлены многие эпохи и десятки культур вплоть до поздних стоянок кочевников, включая эпоху Золотой орды. Тому есть важная причина, которая формулируется примерно так:

Хвалынск служил узким коридором между Восточной Европой и Уралом, зажатым с севера ледниками, с юга – очередными трансгрессиями Каспийского (Хвалынского моря). По этому коридору мигрировали животные и с ними человек каменного века..


Стало быть, Хвалынск можно помыслить не как точку в пространстве, местность, географическое понятие, но как важный "узкий" коридор древнейших лет. Эмоционально Хвалынск ощущается сейчас как "край мира", откуда дальше и плыть некуда.


Залежи железа в VI веке до н.э. привлекли на хвалынские горы, помимо прочих племен и народов, угро-финские племена городецкой культуры, основавшие несколько городищ, сдерживающих натиск скифов и савроматов.

Поход Тимура в 1395 году оказался катастрофическим: погибли все селения на хвалынской территории, и ни одно их них не возродилось больше на том же самом месте. Свято место пусто не бывает, возникает на Сосновом острове рыбацкий поселок, в котором население носит временный, сезонный характер. Нет регулярной защиты мирным рыбарям от ордынцев в этих местах. Сами ордынцы рыбу не ловят, а беспокойства много доставляют. Источник покоя в средние века - князь с дружиной, но в этих землях все по-другому. Монастыри привносят сюда укрепления, оседлость, защиту и государственность.

Чудов монастырь, один из самых древних московских монастырей, стал владельцем территории Хвалынских земель не на одно столетие. Основан монастырь Чуда Архангела Михаила в Хонех был митрополитом Алексием I в 1357 году, после поездки митрополита в Золотую орду.По преданию, поставили монастырь на том месте, где находилось посольство Золотой Орды (так называемый "Ханский двор"). Ценный подарок воспоследовал от жены хана Джанибека Доброго, Тайдулы, в благодарность за исцеление от слепоты. Алексий I был отпущен с великой честью от хана и удостоился неслыханных привилегий.

Митрополит Алексий I основывает в 1357 году (в тот же год, что и Чудов монастырь) на Сосновом острове русский рыбацкий поселок, с жителями-рыбаками, оседлыми. Впрочем, мирная и относительно спокойная жизнь не могла наладиться сразу.

Казанское и Астраханское ханства постоянно нарушали договора с Московским государством.  в 1489 году Иван III упрекает ордынцев в попустительстве и грабежах царских рыбаков в районе Девичьего Камня (Девичьи горы, будущий Хвалынск) и Змиевых гор (будущие Воскресенск-Вольск). Рыбаки - не войско, и на Сосновом Острове, в 1556 году строится небольшая крепость «Маяк» с наблюдательной вышкой. Здесь поселились стрельцы и солдаты с семьями.

Чудов монастырь поддержал реформы Ивана Грозного, и еще более разбогател. Получив рыбные промыслы и льготы (в числе которых освобождение от таможенных платежей) монастырь составлял серьезную конкуренцию купцам, торгуя рыбой и хлебом. Владения Чудова монастыря соседствовали с владениями Новоспасского (Вольск), и только в 1606 году была положен конец взаимным интригам этих двух монастырей четким определением границ «рыбных» ловель.

В 1699 году Чудов монастырь умудряется выторговать еще земли и у Петра I.

Где стрельцы, там и бунт. 1606-1607 годы - крестьянская война под предводительством Болотникова не затронула Соснового острова, а вот Степан Разин и Емельян Пугачев оказались влиятельными фигурами.

Интересна старинная легенда о Девичьих горах, или Девичьем камне. Давным-давно,в районе Лысой горы у с. Апалиха, когда стоял там стан атамана Кудеяра, пришел сюда старик по имени Лысый Атаман.. ростом этот старик был как Ермак, колдун, чернокнижник, проживший два века. Силой колдовства и взгляда он ставил волжские суда поперек течения, и они не двигались, пока не заберет Лысый себе часть казны и товара. Разбоем в то время промышляли и девушки, стоявшие по маякам Девичьих гор, отчего, собственно, они и стали так называться. Грозой Волги слыла девушка Пелагеюшка. Услыхала Пелагея про Атамана Лысого и отправила к нему свою младшую сестру Аринку на выучку. Выучил Лысый Атаман Аринку своему искусству чернокнижному, и стали они вместе работать! Выйдет Аринка на берег, махнет рукой, и остановится судно, и купцы несут на берег казну. Дошла слава про Аринку до атамана Степана Разина, прилетел он к ней на персидском ковре-самолете. И не устояла против него Аринка, за ласку отдала свою силу девичью, а заодно и жизнь. Пришли подруги наутро, нашли Аринку мертвой. Обрядили, похоронили да разошлись.

Вот таким образом и жили на Сосновом острове. Пока не подошло время реформ Екатерины II. Переселенческая политика XVIII века коренным образом изменила картину волжских берегов, определила судьбу большинства городов Поволжья. В том числе Соснового острова. Татары, мордва, чуваши, украинцы основывали свои поселения.

Первый герб города Хвалынска был утвержден в 1781 году Екатериной II после указа об учреждении села Сосновка, или Сосновый остров, уездным городом Хвалынском. Название дано в честь Хвалынского (Каспийского) моря.

Старообрядцы появились здесь еще в начале 18 века, и первым пришел старец Карп из Гуслиц подмосковных, не пожелавший "брить бороду по указу Петра", со своим племянником - уставщиком Кузьмой Михайловым, от детей которого произошли династии хвалынских купцов-старообрядцев: от Льва Кузьмича - Михайловы, позднее породнившиеся с дворянами Радищевыми, а от Федора Кузьмича - Кузьмины.

Толчок в экономическом развитии города произошел благодаря переселению купцов – старообрядцев с Иргиза. В 1856 г. в уездном городе Хвалынск Саратовской губернии уже насчитывалось 5 церквей, 1128 домов, 132 лавки.

В конце 19 в. велась торговля зерном и другими сельскохозяйственными продуктами. Хвалынск славился садами - с его пристаней отправлялось до 3.5 млн. пудов яблок, в т.ч. в другие страны.


Но развитие было не только экономическим.

ЧЕРЕМШАНСКИЕ МОНАСТЫРИ сыграли свою роль в создании сакрального пространства города. Они представляли собой комплекс из нескольких старообрядческих монастырей или скитов (мужского и четырех женских), начавший складываться с 1865 г. в живописных лощинах меловых гор в 5-9 км к юго-западу от Хвалынска, в 5-6 км от Волги, в местности, изобилующей целебными радоновыми источниками.

Значение Хвалынска резко усилилось после разгрома Иргиза: синодальный миссионер отмечал, что "Хвалынск и Черемшан - это два священных места для раскольников нашего Поволжья. Это та же Палестина, тот же Иерусалим, куда стекаются старообрядцы на поклонение своим святыням и пред которыми местами они благоговеют до обожания их", о них "знала каждая старообрядческая семья, живущая при широкой реке, начиная от Н. Новгорода и кончая Астраханью". Успенский и Енафин скиты помещались в местности, сейчас известной как "Черемшаны-3", по названию устроенного здесь профсоюзного санатория, позднее вошедшего в состав санатория "Хвалынск", использующего часть сохранившихся келий. В отделенной от "Черемшан-3" большой меловой горой лощине, известной ныне как "Черемшаны-1" (по названию дома отдыха Минздрава СССР), помещались "средние" женский и девичий скиты (Платонидин и Маргаритин), просуществовавшие со статусом трудовых артелей до 1927 г., после чего в их двухэтажных зданиях келий был также устроен санаторий. В каноническом отношении все четыре скита Черемшана были автономными монастырями.

До наших дней сохранились постройки мужского и одного женского монастыря, использовавшиеся при советской власти как дома отдыха.

В рамках государственной программы борьбы с расколом, поэт Жуковский, посетивший город с царевичем-наследником, чьи воспитателем служил, в записях на скорую руку, отметил: "Июнь 25. Переезд из Сим­бирска в Хвалынск...

Приезд ночью в Хвалынск. Три довольно крутые горы. Ароматный запах. Хвалынск, довольно опрятный город". Для постоя великому кня­зю отвели самый лучший в го­роде дом. Жуковский записал: "Дом: в окна деревья. У хозяи­на хорошие фрукты".

Планировалось наутро посетить знаменитые Черемшанские мо­настыри, но это посещение не состоялось. Великий князь сроч­но покинул Хвалынск из-за несго­ворчивости купца Михайлова, нежелания его отказаться от ста­рой веры, несмотря на обещан­ное дворянство, и заверения об устройстве дочери в Смольный институт благородных девиц.

Не­подкупным оказался купец.

После издания указа императора Николая II о веротерпимости 17 октября 1905 года, у хвалынского старообрядчества появилась возможность осуществить давнюю мечту — построить в городе храм. До этого службы проходили в молитвенном доме, построен­ном в 1870-х и официально разрешённом в 1881 году.

Хвалынск стал первым в губернии городом, который получил право на постройку старообряд­ческого храма. Это было связано с тем, что хвалынцы про­сили разрешить им перестроить старый молитвенный дом, пришедший в ветхость. Время подачи прошения совпало с объявлением указа о веротерпимости. В 1906 году в Саратовском губернском правлении регистрируется «Хвалынская старообрядческая община Белокриницкой Митрополии» — это была первая официально зарегистрирован­ная старообрядческая организация в городе.

Председателем общинного собрания был избран потомственный почетный гражданин Хвалынска Николай Михайлович Михайлов — один из представителей известнейшего в Поволжье и на Урале старо­обрядческого рода. Церковь строилась на средства общины, в состав которой входили купцы II гильдии Егор Николаевич Буянов, Максим Степанович Кузьмин (родственник Михайлова), Василий Семенович Абакумов, а также представители других сословий — мещан и крестьян из соседних староверческих деревень. В том же году был организован большой хор любителей, для  обучения которого был выписан учитель Лобанов с Рогожского кладбища — московского центра старообрядчества. В 1914 году возведение церкви было завершено.

Из че­тырнадцати храмов Хвалынска двенадцать были старообрядче­скими, здесь проходи­ли поволжские и всероссийские соборы и съезды старообрядцев, здесь просияли святостью истинные анахореты и были погребены шесть епископов.

В юношеские годы жил в хвалынске Афанасий Кочуев, которому Господь вложил мысль о восстановлении архиерейского чина за границей России. Так была создана Белокриницкая иерархия, но Афанасий всего этого уже не увидел. Он заплатил за свою идею пожизненным заключением. Но мало кто знает, что он был нареченным сыном тех самых купцов Кузьминых-Михайловых, которые даже царям могли отказать.

Возвращаясь к экономическому развитию.

В 1897 году купец Быков строит мощный маслозавод, оснащенный новейшим по тому времени оборудованием немецкого производства. Нефтяная компания «Нобель» чуть ниже города ставит керосиновый резервуар, положивший начало будущей нефтебазе. Первое десятилетие ХХ века отмечено развитием промышленности, в кожевенном, маслобойном, кирпичном предприятиях занято от 4 до 18 человек. Получает развитие мукомольная промышленность. До октября 1917 года Хвалынск остается крупнейшим хлеботорговым центром. В северной и южной частях города выстроилось более 150 хлебных амбаров. Здесь продавалось до 5 миллионов пудов зерна, было 130 каменных магазинов и лавок, пекарни, булочные, колбасные и кондитерские производства.

Любопытна история затонов хвалынских.

Село Черный Затон было местом зимовки и мелкого ремонта судов в 19 веке. В 1871 году мастерские купил Готхард Карлович Бенке, расширивший судоремонтную базу.


В 50-ые годы 20 века – на базе хозяйства, созданного Бенке, были организованы ремонтные мастерские общества "Нептун".

Другой затон – Алексеевский, в имении графа Воронцова-Дашкова. Однажды граф приехал в свое имение, Алексеевку, и проиграл хвалынскому купцу Матвееву в карты отменные конюшни. В 1867 году купец Матвеев переоборудовал конюшни в судоремонтные мастерские, которые так понравились компании «Самолет», что были куплены за большую сумму денег, и стали судоремонтным заводом.

В 1967 году все это было затоплено Саратовским водохранилищем.

После революции Хвалынск покидает большая часть купе­чества, дворянства, ин­теллигенции. В 1918 году из города уезжает Н.М.Михайлов, ставший к тому времени городским головой.

Весной 1931 года Покровская церковь была закрыта, снесены колокольня и купола. Здание церкви стало ис­пользоваться под склад консервного комби­ната.

От старого времени в Хвалынске сохранились не отдельные дома, даже не центральные кварталы, а целых полгорода. Здесь есть чему подивиться – и чинности купеческого домостроения, и кованому крыльцу парадного входа, и деревянным наличникам. На наличниках изображены три свечи – это местная традиция, которую еще сохраняют. Три свечи как напоминание о Боге.


Продолжателем дела Радищевых стал Конрад Юльевич Гросс (1863-1942), специалист по меловой флоре, покинувший во время первой мировой войны Варшаву, где руководил Школой садоводов, и Санкт-Петербург, где он был директором Ботанического сада. Корреспондент Польской, Немецкой и Российской академий наук, куда передал ценнейший гербарий меловой растительности уникальной поволжской меловой флоры. Автор открытий эндемических растений Хвалынских меловых гор и первый директор Хвалынского краеведческого музея, с 1918г. по 1941г.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939) прославил Хвалынск необычайно. Выдающийся живописец-новатор, он открыл миру сакральную атмосферу родного городка.

И все же, удаленный от индустриальных центров, Хвалынск не меняет своего облика, он законсервирован, как яблоки в меду. Сюда приезжают люди с разными целями: за лечебными туманами, за личным красным конем-вдохновением, просто кататься на горных лыжах. Но ничего не меняется в облике Хвалынска.

Он остается узким коридором, не прибавляясь и не убавляясь, как вечность, которую можно ощутить, и от которой возможно заскучать. У всех по-разному получается.

Категория: Саратовская область. | Добавил: une (23.12.2009)
Просмотров: 5829 | Рейтинг: 4.7/17
Всего комментариев: 0