Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

САРАТОВСКАЯ ОЙКУМЕНА.

Суббота, 27.04.2024

Пугачев. Текст : Ия Яковлева.
Древность.
Начнем с самой древности, времен родоплеменных отношений и натурального хозяйства.   
Все могло бы быть как везде, но местная археологическая находка, древняя шахта, придала уникальность истории Пугачевского района. 
Обстоятельства таковы: возле села Михайло-Овсянка местный учитель в 1971 году нашел древний рудник. 
В 1972 году приехала археологическая экспедиция Госуниверситета. 
В ходе работы были открыты древние шахты глубиной 3,5 метра, а также было установлено, что эти шахты прорезают толщу глины, доходят до каменной породы, содержащей «прожилки» медной руды. 
На этом, к сожалению, исследования закончились в то время. 
Но были возобновлены в 1999 году. 
В ходе проведенных с дельтаплана съемок было установлено множество 
хорошо сохранившихся шахт. 
Для специалистов остается загадкой — как  племя сумело освободить десятки, а может сотни людей для горных работ. 
Ведь в ту эпоху люди вели  натуральное хозяйство и  разделения труда в нашем понимании не было. 
А в этих местах, получается, множество людей было занято подземными работами, пока другие люди обеспечивали защиту и добывали пропитание.. Представляется, что, возможно, современные легенды о «подземных старцах» Вавилова Дола — это искаженная в веках память о древних рудокопах, живших и работавших в этих местах.
Самые ранние оседлые поселения в окрестностях Пугачева существовали 8-10 -тысяч лет назад. 
А самыми древними и поныне живущими здесь жителями считаются некоторыми исследователями башкиры. Они поселились на Иргизе и Камелике тысячу лет назад. 
Многие местные географические названия произошли от корней башкирского языка — Иргиз, Камелик, сырт и т.д. 
Перелюбский краевед Ю.Бычков в 2006 году в соавторстве с доктором наук Ф. Рашитовым издал книгу «Башкиры на Камелике», из которой можно почерпнуть информацию на этот счет.
Далекие времена Золотой орды, в них многое покрыто завесой тайны, и даже название золотоордынского поселения на месте нынешнего города потомкам неизвестно, однако именно мечети застали старообрядцы, прибывшие сюда из окрестностей Гомеля (в то время Польши) по приглашению (манифесту) Екатерины II. 
Мечети, их руины, наверное, оставались весьма впечатляющими, раз люди старой веры назвали свое поселение слободой Мечетной. 
Да и река Иргиз, живописная до крайности, в чем может убедиться любой 
заезжий  и сейчас, - вполне тюркский топоним. 
В тридцатых годах XVII века в этих краях хозяйничали кочевники — калмыки, вытеснив ногайцев — одну из ветвей разгромленной Золотой Орды. 
Между калмыками и башкирами  шла борьба за пастбища. 
А также, в это же время, здесь появились и первые русские, это были беглые люди. 

Манифест.
Сенат уточнил и дополнил  манифест Екатерины II, издав 14 декабря 1762 года указ, в котором наличествовали льготы вернувшимся на Родину старообрядцам. 
За добровольное возвращение им прощались не только побеги, но и ранее совершенные преступления. 
Сенат обещал не чинить никаких принуждений «как в бритье бород, так и в ношении узкого платья». 
Переселенцы освобождались на шесть лет от всяких податей и работ, им обеспечивалось свободное передвижение к местам поселений, право стать по возвращении казенными, т. е. государственными крестьянами или записаться в купечество. 
Таким образом, и это самое важное - в здешних местах никогда не было крепостного права.
Итак, в 1764 году старообрядцы основали слободу Мечетную,  скромную слободу, всего в одну улицу. 
Но было где здесь городить им огороды, а также строиться. 
Строились по берегам Иргиза  мужские и женские монастыри и скиты, мноиге из которых впоследствии приобрели громкую известность: мужские - Верхний Спасопреображенский, Средне-Никольский и Нижне-Воскресенский, и женские - Покровский и Успенский.

Монахи. Пугачев. Монастыри.
Монахи-отшельники использовали естественную извилистость реки, у них получалось  организовать подобие острова-крепости, более 8 месяцев в году окруженного водой почти со всех сторон. 
Такое стратегическое положение, весьма продуманное, хитрое по-средневековому, давало возможность эффективно сопротивляться вторжениям извне, разбойникам непрошеным ли, властям ли. 
Последним — чаще. Поскольку монастыри иргизские давали приют лихим людям нередко и по собственной воле. 
Уже в 1772 году в слободе Мечетной, из Польши, появился беглый казак Емельян Пугачев. 
И старец Филарет научил разбойника Емельяна выдавать себя за царя Петра III. И не только.
Есть мнение, сохраняющее облик легенды и в то же время имеющее характер раскрытой загадки,  о том, как Филарет стал не только наставником, но и родственником Пугачева.
Старец Филарет, бывший московский купец, обосновался в свое время на Иргизе, создав скит вместе с Пахомием. 
Емельяна Пугачева в своем скиту Филарет встретил приветливо, хотя тот и не древней веры был носитель. 
Часто нетрезв, и деньги  у разбойника не переводились Был такой купец Кожевников,  что дал казаку серебра на бунт. 
Кто за Пугачевым пойдет – тому 12 рублей за преданность платили. 
Так что не только идеи кормили бунт. 
К столу у Филарета подавала Анастасия, красавица, родственница старца, беглая девка из Москвы. 
Филарет ее  не сберег от Пугачева, а возможно и не собирался уберегать. Когда понял, чем дело между ними закончились, проводил Пугачева в Уральск, дал в провожатые мужика Косова. 
При этом в дальнейшем Филарет, разумеется,  не участвовал в походах Емельяна. 
Зато в ските своем аботился и о Анастасии, и о ее с Емельяном сыне, которого сам нарек Михаилом. 
При том, что повивальную бабку, по приказу Филарета, зарезал под Иргизом 
бывший разбойник из казаков Федюринский; монахов же, которые о тайне знали, вниз по реке отправили рыбалить, пьяных замотали в сети, и концы в воду вместе с Федюринским. 
Ни с чем не считался духовный отец. Младенца Михаила в ските считали слободским подкидышем. 
Емельян Пугачев знал о сыне, отправлял в скит гонцов с золотом на содержание. 
Филарет же, как ни был предан Пугачеву, Анастасии и младенцу, а все-таки пытался сбежать.. 
В пути  за границу Филарета поймали солдаты императрицы, и посадили в 
Казанский острог. 
А оттуда его освободил, взяв город, сам Емельян Иванович, приказав Филарету продолжить оберегать Анастасию и Михаила. 
Так, в городе Рыльске появилась новая семья по фамилии Мальцевы. 
После поражения восстания и казни Емельяна Пугачева, вся семья бунтаря с чадами и домочадцами была посажена в тюремный замок, где все они прожили свой век. 
Потому – то во всех документах и значится, что потомков у Емельяна Пугачева не осталось. 
О рыльских не знали. Уже глубоким стариком, чувствуя последний час, Филарет призвал Михаила, и рассказал ему о семейной тайне. 
Филарет посоветовал Михаилу ехать на Иргиз, где ждал его уже тайник с золотом от отца. 
С этаким капиталом можно было начать торговлю хлебом.
Михаил Мальцев послушался совета и приехал в Николаевск. 
О нем говорили, что  из Рыльска, крестьянского роду, за Крымскую войну поощрен правительством 20 гектарами земли. 
Быстро Мальцев разбогател, хотя землю за войну не одному солдату дали. 
Но только он стал хлебным королем. 
По нему на лондонской бирже сверяли цены на зерно. 
Понятно было и тогда, что с 20 гектаров не сколотишь такого капитала. 
И в чем только не подозревали Михаила Мальцева: производстве фальшивых денег,  и что нечист на руку, и что водится с лихими людьми. 
Одно дело -  домыслы, другое, точно известное — воспитанный Филаретом в преданности старой вере, Михаил Трофимович Мальцев, во всем поддерживал старообрядцев, снабжал деньгами, строил храмы, и за это был у всех в  почете.
Если сравнить известные изображения Емельяна Пугачева и Михаила Мальцева — есть сходство поразительное, подкрепляющее веру в легенду.
А в одном из трех монастырей, Верхнем, монах Сергий, сын московского купца-старообрядца Симона Петровича Юршева, стал местным патриархом по прозванию «строитель». Сергий принял активное участие в Рогожском раскольничьем соборе в Москве в 1779 г.,  построил первую на Иргизе церковь – в Верхнем монастыре в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а тремя годами позже здесь же еще одну церковь – в честь Успения Пресвятой Богородицы. 
При нем монастыри стали крупнейшим в России центром раскола, закрепился и монастырский устав. 
Впоследствии, как ни странно, Сергий стал проповедником перехода старообрядцев в единоверие, иначе говоря, к православию. 
Но Сергию нашелся достойный противник — Прохор, сын богатого вольского купца, ставший новой опорой древлего благочестия. 
Прохора в свою очередь весьма поддерживала самая что ни на есть высшая власть, сам император Павел I. 
В этом плане он поддержал политику нелюбимой матери. 
Высочайший Указ Павла I освобождал иргизских монахов от рекрутской повинности.  
Кроме того,  Прохор добился того, что земли, занятые монастырями, были выделены в особую часть при начатом генеральном размежевании земель 
в Саратовской губернии и отданы монастырям в вечное владение. 
Это распоряжение, после смерти Павла, подтвердил и Александр I. 
Материальное процветание, а также прочная позиция духовного центра, стали основой славы иргизских монастырей. 
Поначалу так и было: аскетизм и богоугодные дела. 
Однако внимание царей, поддержка богатых купцов-старообрядцев, и материальное стало одерживать верх над духовным, в немалой своей части и из-за неразборчивости в приеме новых послушников в монастыри. 
Здесь принимали всех, и выдачи отсюда, как с Дона, не было. 
Так что традиции пугачевщины процвели в глухих местах, распутство не 
было уж редкостью среди монахов. Настоятель Средне-Никольского монастыря иеромонах Арсений писал: «Незаконные связи монахов с монахинями и всегдашнее их вместе пребывание не поставляли в зазорную жизнь; всякие праздники монахини и послушницы бывают в мужском монастыре под предлогом богомолья. 
И позволяют себе ночевать в кельях общих с монахами, а клирошанки – у клиросских и угощались пьянством в непомерной степени, а потом монахи с клиросскими, наоборот, в женском монастыре без всякого зазора и днем и ночью. 
Многие монахи были женаты и имели своих жен в монастырях». 
А монахи Нижне-Воскресенского (Криволучского) монастыря ходили в соседние раскольничьи поселения, так как женского монастыря поблизости не было. 
Иргизский старожил в своих «домашних записках» замечал: «За Волгою для кузнецов недоставало углей на ковку цепей, в которые заковывали нетрезвых и буйных иноков и попов, а в кабаках – вина, по причине сластолюбия наших скитников, кои подражая в сластолюбии мусульманам относительно их гаремов, подобно им и свою религиозность соблюдали».
Впрочем, подобное положение дел высокой славе монастырей не мешало. 
А уже в 19 веке ,на высшем уровне, было решено бороться с инкомыслием в лице старообрядчества, и заодно с излишним благополучием и богатством на Иргизе.
2 августа 1828 г. последовал Высочайший Указ о подчинении старообрядческих монастырей губернскому начальству и подготовке их 
к переходу в единоверие. 
Первым из саратовских губернаторов, кто начал претворять в жизнь царское указание, стал князь Голицын. 
Он со свитой отправился с инспекцией по монастырям. 
Самой ближней была Нижне-Воскресенская обитель (сейчас г. Пугачев).  Первый штурм весьма укрепленной обители оказался неудачным; сильный не только духом, очевидно, монастырь, остался в руках ревнителей старой веры. В походе на монастыри участвовал и Гавриил Чернышевский, отец Н.Г. Чернышевского, не с обрезом в руках, конечно, а в качестве духовного пастыря и авторитета.
Старообрядцы почувствовали тенденцию и отправили депутацию к шефу жандармов Бенкендорфу, прося защиты. 
В прошении они писали, что, молясь по священным обрядам, «они никому не делают вреда, усердно платят все требуемые правительством подати, не 
уклоняют себя ни от какой общественной или государственной службы, повинуются гражданским законам, почитают священными власть и особу государя и всегда готовы для него и за него пролить кровь свою». 
Но защищать их Бенкендорф не собирался.
Затратив военную силу, немало ресурсов и энергии, правительство все ж разгромило монастыри. 
Неисчислимые богатства, утварь и другие ценности монастыря, осели в руках победителей. 
Мордовцев в 60-х гг. XIX в. сообщал: «До сих пор саратовские старожилы, 
которые помнят, когда и как уничтожили иргизские скиты, рассказывают, что некоторые из мелких официальных лиц принимали участие в фактическом уничтожении скитов, набивали громадные сундуки серебряными ризами от ободранных икон и другими сокровищами, скопленными раскольниками». 
Часть добра, по рассказам, все ж схимники спрятали в лесу и на берегах Иргиза. 
Поэтому так живучи возникающие время от времени слухи о кладах и находках в окрестностях Николаевска (Пугачева).

Вернемся к началу 19 века. 
Николаевск.
Слобода Мечетная росла и развивалась, население на Иргизе увеличивалось, так что императорским указом от 18 декабря 1835 года образованы были в заволжской части тогдашней Саратовской губернии три уезда - Николаевский, Новоузенский и Царевский. 
Причем слобода Мечетная назначена была городом с переименованием в Николаевск. 
Торжественное открытие нового уездного города состоялось 9 мая (22 мая по новому стилю) 1836 года. 
1 января 1851 года Николаевск отчислен уездным городом во вновь образованную Самарскую губернию. 
По размерам Николаевский уезд занимал второе место по губернии. 
В подчинении города оказались крупная торговая слобода Балаково и главная немецкая колония на Волге - Екатериненштадт. 
Жители Николаевска занимались в основном переработкой сельскохозяйственной продукции. 
К этому же времени относится и начало регулярной застройки города по принципу четкой прямоугольной планировки улиц на основе высочайше утвержденных типовых генеральных планов городов Российской империи.
Во второй половине 19 века Николаевск оставался захолустным уездным городком,  хотя и славился хорошей пшеницей. 
Богатело на торговле хлебом купеческое сословие. 
Строились мельницы -  купцами Волковойновыми, Чемодуровым, Фоминым. 
Четырехэтажную каменную пароводяную мельницу купец Лука Волковойнов построил в 1898 году. 
Это было первое значительное промышленное предприятие города Николаевска. 
К началу XX века в городе существовали 18 промышленных объектов. Мукомольное дело Волковойновых переходило в течение трех поколений от отца к сыну. 
Когда умер внук Луки — Владимир, дело перешло к его жене Наталье, которая успешно вела хозяйство, и решала городские социальные вопросы. 
Например, в 1905 году она построила парк, который и поныне является культурным центром Пугачева. 
Но, кстати,  когда в ночь на 8 июля 1906 года загорелась ее мельница, никто из тысячи зевак не помогал тушить пожар даже за обещанное вознаграждение. На тушении пожара работала рота солдат. 
Не нравилась горожанам Наталья.
Первая народная школа была открыта в 1848 году, в 1850 г.  женское приходское училище, а в 1860 - уездное училище - единственное на весь уезд учебное заведение среднего звена. 
Николаевская больница Приказа общественного призрения была единственной в крае.
После пожара 1897 года прямые, похожие на проспекты, улицы наиболее интенсивно стали застраиваться кирпичными особняками и всевозможными лавками, магазинами и складами, зданиями присутственных мест. 
Бурно развивалась промышленность. 
В городе было несколько крупных мельниц, два кирпичных завода, лесопильный завод, небольшое чугунолитейное производство, много мелких 
кустарных производств. 
Почетный гражданин города купец С.О. Локтев более двадцати лет был церковным старостой Иоанно-Предтеченского собора, председателем попечительства и городским головой. 
Его попечением на базарной площади Николаевска по проекту саратовского архитектора А. М. Салько в 1899 году был возведен величественный каменный пятиглавый Воскресенский храм с отдельной трехъярусной колокольней и двумя часовнями на углах. 
Этот собор и сейчас господствует над городской застройкой, которая состоит в основном из одно и двухэтажных каменных домов.
Проект на постройку Воскресенского храма в Николаевске был рассмотрен и одобрен городским строительным комитетом 12 июня 1875 года.  
Впрочем, авторство проекта храма до сих пор документально не подтверждено. Почти четверть века строительство храма вел руководитель города Николаевска С. О. Локтев. 
В 1895 году он умер. 
С кончиной С.О. Локтева на четыре года было приостановлено строительство храма. 
Только весной 1899 года на возведении храма произошли перемены. 
К тому времени председателем церковного попечительства был 
избран священник В. И. Парадоксов, человек деятельный, прекрасный организатор. 
За полгода он довел строительство до завершения.
Собор был освящен 12 сентября (по старому стилю) 1899 года.
На снимке дореволюционного периода рядом с Воскресенским собором красуется колокольня. 
По воспоминаниям старожилов, колокола имели хороший звон. 
Большой колокол был отлит в Саратове, весил почти десять тонн, второй был привезен из Ярославля и весил пять тонн, и третий колокол весил три тонны.
В 1936 году атеисты начали ломать колокольню. 
Разбив кирпичные перемычки, они сбросили главный колокол вниз. 
Он не раскололся, наполовину ушел в землю. 
Его откопали, отправили на переплавку.
Колокольню рушили долго, до конца сороковых годов прошлого века. Воскресенский храм ждала такая же участь, но его спас Б.А. 
Душков, бывший в то время начальником РайЗо. 
Он предложил использовать собор для хранения зерна. 
В 1943 году пустующий собор был открыт.
Что касается деятельности дворянского сословия в городе:
по «Положению о земских учреждениях» председательствовал в уездном земском собрании только уездный предводитель дворянства, а председателем земской управы, по установившейся традиции, избирался обязательно дворянин-помещик.
Местные земцы весьма медленно проводили в жизнь мероприятия, которые входили в неширокий круг самоуправления. 
Были случаи, когда члены Николаевской уездной земской управы и ее служащие наживались за счет земской кассы.
Либеральные земские деятели редко появлялись в местном земстве. 
А если и появлялись, то их инициативы враждебно встречали чиновники, которые ничего не хотели менять.
Предводитель дворянства М. М. Теняков с 1874 года занимал место председателя Николаевской уездной управы. 
В 1881 году он был смещен с должности за казнокрадство. 
К моменту отлучения от управления М.М. Теняков успел пропить и проиграть в карты еще и два имения: свое и жены.
Вместо М.М. Тенякова председателем управы был избран А. А. Бостром, будущий отчим А.Н. Толстого, один из либеральных помещиков уезда. (10 января 1883 года в Николаевске родился будущий известный писатель Алексей Николаевич Толстой. 

Жизнь города он описал в своих романах "Хромой барин", "Чудаки")
А.А. Бостром навел порядок в дорожно-мостовом хозяйстве уезда, улучшил школьное и медицинское дело, способствовал развитию судоходства по Иргизу. 
Земская управа под руководством А.А. Бострома в 1883 году закупила хлеба для продовольственной и семенной ссуды крестьянам на сумму в три раза больше, чем при М.М. Тенякове, а накладных расходов произвела в четыре раза меньше.
А. А. Бостром резко выступал против жульничества. На XVII очередном земском собрании он подал «особое мнение». 
В нем говорилось:
«Усматривая в счетоводстве управы за 1879 год ряд подлогов и злоупотреблений, а действия членов управы признавая незаконными, 
мы просим передать дело на рассмотрение губернского земского собрания». Дело пошло в ход. 
Четыре бывших члена управы и писарь были отданы под суд.
Деятельность А. А. Бострома и его помощников Булычева и Кархалева была не по душе новому предводителю дворянства помещику А.Г. Акимову. 
Он повел борьбу с либералами. 
Во время очередных земских выборов путем подлогов и других темных махинаций он провалил кандидатуры А.А. Бострома и его соратников. 
Он выжил из уезда, сделал жертвой интриг прекрасного человека, депутата 
уездного Собрания И.А. Лишина, который развивал производство, образование, культуру. 
И.А. Лишин повторял: «Какой удар, какой удар! Как много я мог бы сделать хорошего для народа». 
Ущербная, но все же выборность земства, показалась опасной самодержавию и была ликвидирована «Положением о земских учреждениях» от 12 июня 1890 года. 
Крестьяне были лишены права избирать своих гласных в земство. 
Теперь гласные от крестьян стали назначаться губернатором из числа выбранных на волостных сходах лиц. 
От 485 тысяч крестьян, населявших огромный Николаевский уезд, по новому «Положению», действовавшему до 1917 года, полагалось только 9 гласных крестьян.
В уезде тогда избирательным правом по имущественному цензу и дворянскому происхождению пользовались около 40 помещиков. 
Но большая часть их в уезде не жила. 
Поэтому на выборы обычно являлись десять дворян, которые и объявляли себя земскими гласными. 
Обычно это были одни и те же лица.

Что касается интеллигенции города:
Первым врачом города Николаевска был Александр Александрович Кадьян. 
Он прибыл в уезд в 1872 году по приглашению местных властей после окончания медицинской академии в Санкт — Петербурге. 
Доктор считал, что Заволжье — наиболее подходящее место для рациональной врачебной деятельности. 
Симпатии к народничеству и ложный донос закончились трагедией. 
В июле 1874 года А.А. Кадьян был арестован в Николаевске и три года провел в тюрьмах Москвы, Самары и Санкт – Петербурга, пока, наконец , суд не 
вынес оправдательный приговор. 
Это был процесс по делу первых террористов, известных в истории как процесс 193-х. 
Впоследствии Александр Александрович жил в столице, стал профессором, занимался хирургической практикой и преподавал в медицинском институте.
Годы, проведенные А.А. Кадьяном в Николаевске, интересны документальным описанием порядков и нравов той поры, бытовыми подробностями жизни полуторавековой давности. 
В письмах доктор, например, жаловался на двух врагов его провинциальной жизни. 
Первый — это грязь и антисанитария, второй — некультурность чиновничества.
Когда А.А. Кадьян оказался в тюрьме, выручать его из беды приехал известный петербургский адвокат Н.С. Таганцев. 
Его записи, касающиеся первого доктора Николаевска, были изданы отдельной книгой, один экземпляр которой хранится в  краеведческом музее. 
Итак, свидетельства очевидца, адвоката Н.С. Таганцева.
 Шел 1875 год.
«Было ярко-солнечное утро, когда я въезжал в Николаевск. 
Город имел в то время полуевропейский, полуазиатский вид. 
Раскинут он в широкой степи на очень большой площади, хотя в нем было всего около семи тысяч жителей. 
Огромная базарная площадь посреди города, куда приезжали продавцы даже на верблюдах. 
Кругом несколько улиц с маленькими деревянными домиками, достаточно грязные, немощеные. 
На площади посредине — огромная лужа или болото, в этот раз, после дождя, глубокая, но, по-видимому, вообще просыхавшая только в самые сухие месяцы. 
По крайней мере, мне передавали местную легенду, что несколько лет тому назад городничий возвращался домой из клуба в собственном экипаже, но когда кучер приехал домой, то оказалось, что барина нет: по дороге он выпал из дрожек в лужу и в ней захлебнулся.
При въезде в этот богоспасаемый град возница обернулся ко мне с вопросом: к кому ехать? 
Я ответил, что у меня знакомых нет, что поезжай в гостиницу. 
Он, по общему свойству российских ямщиков того времени, ничего не ответил, как будто понимая, взмахнул кнутом, и мы шибкой рысью въехали на площадь. Там, обернувшись опять ко мне, он сказал: «А ведь гостиницы для приезжих у нас нет». 
На мой вопрос, где же приезжие останавливаются, он ответил: «Дворяне — вон там», — и показал на небольшой двухэтажный домик. 
Я поднялся по лестнице во второй этаж. 
Наверху, на площадке, стоял какой-то пожилой господин высокого роста в пиджаке. 
Я обратился к нему. 
Он сделал величественный жест и, показывая пальцем на себя, произнес: «Я — здешний предводитель дворянства», — и ушел по коридору.
Столкновение с предводителем особенно смущало меня потому, что именно через него я должен был собрать некоторые нужные для защиты данные, а его-то я так неудачно рассердил.
Но опасения мои оказались напрасными. 
Предводителю донесли, что я — генерал, известный профессор, а главное, что я преподаю великому князю, бываю во дворце и так далее. 
Теняков, предводитель дворянства Николаевского уезда, испугался и решил звать меня к себе в дом. 
В общем, предводитель и другие думцы, с которыми я познакомился, отнеслись ко мне чрезвычайно радушно. 
Все вспомнили Кадьяна, говорили о нем с большим сочувствием, и я потом добыл легко все то, что мне было нужно. 
Осмотрел я арестантский дом, из которого по обвинительному акту предполагался побег будто бы больных арестантов, в содействии коему 
обвинялся Кадьян; собрал официальные доказательства, что решетка в тюрьме была снята ввиду летней духоты в женском отделении, а побег, по обвинительному акту, предполагали будто бы сделать из мужского отделения; добыл скорбные листы и копии из рецептурной книги и т.д., а главное, перевидал многих местных жителей, которые согласились приехать в Санкт-Петербург, чтобы свидетельствовать о деятельности Кадьяна как врача и как лица, кормившего во время самарского голода семьсот душ крестьян. 
Одним словом, собрал все то, что было представлено мной потом на судебном следствии и что послужило основанием для оправдания Кадьяна по всем заведенным на него обвинениям.
Конечно, не могу сказать, чтобы в те четыре дня, которые я провел в Николаевске, я изучил или даже познакомился с его так называемой интеллигенцией, о которой, впрочем, я имел заочное представление из писем Кадьяна, но одно могу сказать, что видел воочию невероятное пьянство, разделяемое Николаевском, увы, со всей матушкой Русью.
Внизу — это водочное опьянение — шумящее, кричащее на площадях, на улицах и на базарах; наверху — более прикрытое, более полированное, водочно-винное. 
Кто его помнит? 
Я приведу несколько местных данных. 
Во-первых, своеобразный обычай, усмотренный мной уже в первый день пребывания в Николаевске утром, при посещении клуба. 
Как только приходил новый посетитель, то клубный лакей, не спрашивая и не получая никаких требований, немедленно обходил всех присутствовавших с подносом с разлитой в рюмках водкой, и все желающие чокались с пришедшим; а так как приходили поодиночке и пришло, по крайней мере, 
человек двадцать, то можно себе представить, что выходило из такой прелюдии к завтраку, в особенности для более ранних гостей.
Во-вторых, я видел образец любопытного экипажа специально для развоза гостей от «Амфитриона предводителя». 
В один загиб сажали отъезжающего гостя, а в другой — казачка, который должен был, обвивая рукой грузного посетителя, довозить его, без потери равновесия, до дому.
В — третьих, познакомился с самим предводителем. 
Он трижды выбирался предводителем на трехлетие. 
Спустил свое личное состояние и наконец остался при любопытном отношении к нему местного дворянства и при страшной болезни печени, несмотря даже 
на его крепкий организм. 
Уговаривали его дворяне, советовали доктора отправиться в Неметчину, в Карлсбад или Мариенбад попить воды, но он ссылался на безденежье. 
Тогда дворяне сложились, собрали порядочные деньги и наконец отправили предводителя на излечение в Карлсбад. 
Прошло недели две — три, и вдруг объявляется Теняков обратно и с грустью заявляет, что он до Москвы доехал благополучно, но попал к Тестеву, вместо заграничных курортов, пропил все собранное в Москве. 
Он также хотел приехать свидетелем по делу Кадьяна, но так и не приехал».
Информация директора краеведческого музея г. Пугачев, Сулеймановой Н. 
 
Вернемся к купцам г. Пугачева:
В 1911 году вольский купец Н.С. Меньков начал строить на свои деньги больницу на 25 коек, которая была открыта 2 ноября 1913 года и подарена городу. 
В 1913 г. начато строительство водопровода и водозаборных сооружений на реке Иргиз, здание городской электростанции и водонапорной башни в центре города, появилась и телефонная сеть.

О некоторых исторических зданиях города:
Самое старое каменное здание в Пугачеве — это то, где сейчас располагается краеведческий музей. 

 

Оно было построено в 1836 году по проекту XVIII века. 
На первом этаже здания 150 лет назад располагалось полицейское управление, на втором — казначейство. 
Напротив полицейского управления, на территории нынешнего сквера, сначала находился помост для экзекуций, где за те или иные провинности людей публично секли розгами. 
Потом, когда эту процедуру упразднили, эшафот разобрали и построили 
хлебную биржу. 
До наших дней она не сохранилась.
В здании полицейского управления ничего не менялось до 1917 года. Последующие десять лет в здании располагались разные организации.
После 1927 года нижний этаж занял государственный архив, а верхний — краеведческий музей. 
В 2004 году архив был перемещен на новое место, здание полностью отошло ведомству культуры.
Самое красивое здание на улице Топорковской — это здание нынешней районной администрации и депутатского Собрания. 
Здание было построено в 1898 году Самарским губернским земством для Николаевской земской управы. 
Помимо внешнего изящества, здание известно тем, что дымоходы здесь проходили в стенах. 
Две печи, расположенные в подвале, обогревали все помещение. 
Существовала целая система задвижек и заглушек, распоряжаясь которыми, истопник мог регулировать температуру и направлять теплоноситель в определенном порядке. 
В настоящее время это мастерство утрачено.
В годы гражданской войны в управе находился уездный совнарком. 
В советское время — райком КПСС и райисполком. 
Иными словами, за 114 лет здание не утратило своего первоначального назначения. 
Здесь постоянно располагалась и располагается местная власть.
Здание, где раньше располагалась первая средняя школа, было построено в 1890 году. 
Владельцем роскошного дома был купец Кузнецов. 
Купец отдарил дом земству, которое в 1896 году открыло здесь протогимназию. 
В 1909 году протогимназию преобразовали в женскую гимназию. 
В 1918 году советская власть приспособила здание под военные казармы и под штаб армии.
После гражданской войны и до начала Великой Отечественной войны в здании бывшей гимназии располагалась воинская часть. 
До 1943 года здесь находился госпиталь. 
Лишь в 1950 году в здание одного из первых городских учебных центров въехала средняя школа №1. 
А в 2006 году школа переехала в новое здание, отвечающее современным технологиям.
На перекрестке улицы М. Горького и Революционного проспекта в Пугачеве находится здание расчетно-кассового центра. 
Оно было построено в 1891 году для Николаевского русского торгового банка Самарским русским торговым банком. 
Учреждение, находящееся в здании, поныне не меняло свой профиль, если не считать сезон еще при царе, когда женская гимназия арендовала здесь помещение под класс.
Неподалеку от банка располагался комплекс зданий, некогда принадлежащих купцу Фоме Ивановичу Корнеееву.
Происходил Корнеев из крепостных крестьян Балашовского уезда. Предприимчивый и хваткий Фома Иванович на разнице цен быстро сколотил состояние. 
В 1900 году он построил для своей многочисленной семьи хороший дом. 
После 1917 года в нем долгое время размещалась сберкасса. 
В настоящее время здание не используется. 
Оно заброшено и представляет собой унылое зрелище.
Рядом с домом Ф.И. Корнеев построил продовольственный магазин. 
Более ста лет здесь находится торговое предприятие. 
Сейчас в магазине пиццерия.
В нынешнем здании детской библиотеки располагался купеческий особняк. 
К сожалению, имя его владельца не дошло до наших дней.
Здание городской аптеки было построено в 1908 году саратовским купцом Т.Г. Гориным. 
Тарас Васильевич Горин был старовером, поддерживал в городе и уезде староверческие общины. 
Известно, что отличался крутым нравом, не щадил приказчиков и конкурентов, но и сам трудился, не покладая рук. 
На первом этаже его дома размещался мануфактурный магазин, на втором — купец жил с семьей.
На том месте, где сейчас располагается кафе «Мария», около ста лет назад был народный дом. 
Здесь впервые в Николаевске показывали немое кино.
Здание, в котором сейчас находится детский сад № 8, было построено в 1896 году. 
Дом принадлежал священнику Владимиру Розальеву. 
Священник вместе с семьей уехал из Пугачева, не приняв новую власть. 
Тем не менее, в городе остались некоторые родственники, потомки которых здравствуют здесь и поныне. 
Один из потомков, Николай Розальев, видимо, названный в честь деда – священника, умер в Пугачеве в середине 70 -х годов прошлого века. 
Судьба его трагична. 
В 1937 году родители Николая были расстреляны как враги народа. 
Сам мальчишка попал в детский дом, потом в колонию для малолетних преступников. 
Он так и не выпутался из уголовной среды, носил кличку «Розаль» и основную часть жизни провел в местах лишения свободы.
Что касается дома Розальевых, то здесь в свое время был городской Дом Культуры, а затем детский сад.
В бывшей стоматологической поликлинике на углу М. Горького и Советской, жил в конце XIX — начале XX века купец Решетников. 
Его имя известно в истории города как строителя, а затем попечителя трехклассного училища, фактически, гимназии. 
Сейчас в этом здании располагается пугачевский техникум.
В начале 1918 года Решетников был привлечен большевиками к трудовой повинности и под конвоем чистил снег на холодных улицах Николаевска. 
По неподтвержденным данным семье Решетникова удалось покинуть город. В настоящее время его потомки проживают в Риге.
Бывший дом купца Решетникова находиться в аварийном состоянии. 
Более пяти лет он огражден деревянным забором. 
Что делать с домом — никто не знает. 
Поскольку дом является исторической ценностью – его нельзя ломать. Существует только один вариант – восстановить дом в прежнем облике. 
Здание дерматологического отделения городской больницы в дореволюционное время принадлежало местному купцу. 
Его имя до наших дней не дошло.
Улица М. Горького за автодорожным мостом была образована в более позднее, уже советское время.
В северной части стоит здание из красного кирпича.
Это здание бывшего духовного училища. 
С 1897 года духовенство округа стало составлять смету на строительство училища и общежития. 
Деньги собирали с церквей Николаевского и Новоузенского уездов. 
Были и личные пожертвования. Строительство проходило в предельно сжатые сроки. 
19 сентября 1899 года Самарский епископ Гурий освятил здание Николаевского духовного училища.
Большевики, придя к власти, закрыли чуждое атеистической идеологии учебное заведение. 
В 1918 году в здании уже работал отдел местного совнаркома и штаб Красной гвардии во главе с уездным комиссаром В. И. Чапаевым. 
Здесь же заседал уездный штаб обороны и был сборный пункт партизанских отрядов. 
Потом в бывшей «бурсе» была планерная школа, школа летчиков и, наконец, 
вертолетное училище, первое в СССР.
Если следовать по Революционному проспекту дальше, то  увидим водонапорную башню. 
Ее спроектировал и построил в 1913 году специально приглашенный в Николаевск самарский инженер Генрих Иванович Сосенко. 
Сейчас башня формально принадлежит саратовскому водяному ведомству. Ведомство интерес к башне не проявляет и оно постепенно разрушается. 
В здании нынешнего ЗАГСА, по словам современников, жил приказчик конезавода. 
Такое предприятие существовало на территории уезда, в Клинцовке. 
Оно было восстановлено в 30-е годы прошлого столетия, но просуществовало относительно недолго. 
В бывшем доме приказчика во второй половине прошлого столетия находись Дом пионеров, а затем исполком горсовета.
В здании, которое нынче занимает редакция газеты «Новое Заволжье», век назад располагался ресторан Шепелева. 
Заведение вошло в историю тем обстоятельством, что в 1917 году здесь работал военно — революционный штаб, который подготовил переход власти в руки Советов. 
Впоследствии в здании располагались разные организации, в том числе горком КПСС.
 
На углу Ревпроспекта и Топорковской находится одно из самых красивых зданий города. Оно было построено в 1910 году (по проекту А.А. Щербачева) балаковским купцом А.А. Шмидтом для торгового дома «Шмидт и сын». По информации, полученной от потомков А.А.Шмидта и их родственников, не поленившихся внести свою лепту в местное краеведение (Игорь Шмидт, Елена Шмидт), Андрей Андреевич Шмидт до революции не дожил, а сыновья и внуки пережили репрессии. При Советах здание магазина было конфисковано под потребсоюз, В настоящее время здесь располагается социальная служба и ряд других организаций.
 
В местной газете, в том числе по результатам визита представителей семьи Шмидтов, была опубликована статья директора краеведческого музея г. Пугачёва. http://pugachev-sar.ru/shmidt.htm , Н. Сулеймановой, в которой особый акцент сделан на авторе проекта здания — известном самарском архитекторе. Особое просветление было получено Н. Сулеймановой от встречи с кандидатом архитектуры Надеждой Александровной Поповой из Балаково, которая «взглянув на снимок, сказала, что проект «Универсама» выполнил самарский архитектор Александр Александрович Щербачев. По заказу Шмидта он проектировал магазины в Николаевске и Балаково». Тем не менее, в настоящее время возникла и еще одна, вполне правдоподобная, версия: здание проектировал ученик Щербачева, Г. Мошков, у которого, как известно, был дар скульптора - а здание в свое время украшала скульптура Меркурия — и крестьянское происхождение. В то время строго запрещалось заниматься архитектурной работой без специального образования. И в некоторых случаях архитекторы продвигали свои проекты за подписью известных архитекторов, на определенных условиях. Так что авторство проекта остается загадкой.
 
В нынешнем здании Дома культуры в дореволюционное время находился государственный театр. 
В годы Великой Отечественной войны старое здание было реконструировано и удачно составило с бывшим магазином А. Шмидта единый ансамбль.
В помещении, где сейчас располагаются различные торговые отделы, а раньше был книготорг, при самодержавии был простой склад купца Попова. 
Но в годы Великой Отечественной Войны здесь находилась трикотажная фабрика. 
Она была эвакуирована из города Липецка, и ее как-то удалось разместить на незначительной площади.
Здание, где сейчас находится военкомат, век назад построил купец Попов. 
В этом красивом доме он благополучно жил с семьей. 
Истории было угодно распорядиться таким образом, что помимо купеческого особняка памятной для города стала еще и купеческая кладовая (ныне магазин «Каприз»). 
В 1917 году здесь размещался комитет РСДРП. 
Вот в этой кладовой В. И. Чапаев и вступил в партию большевиков.
В здании гидромелиоративного техникума в старом Николаевске размещалось высшее начальное училище.
На пересечении улиц Московской (ныне М. Горького) и Николаевской в 1891 году было построен торгово — промышленный банк. 
Самая крупная мельница в г. Николаевске была построена в1905 г.  
В 1911 г. она сгорела, после чего попала в руки купца Савелия 
Никитовича Чемодурова. 
Чемодуров восстановил мельницу, сделал реконструкцию, оснастил новым оборудованием и механическим транспортом, установил паровую машину с котлами. 
Мельница стала продуктивным и ведущим предприятием Николаевска. 
До 1915 г. на ней вырабатывалось до 16 сортов муки.
Кроме производства зерна и муки, в г. Николаевске в конце XIX в. организуется выделка кирпича с обжигом в напольных печах соломой. 
В 1908г. построена гофманская печь емкостью в 60 т., а через год была построена вторая печь такой же производительности.
В 1905г. строится кожевенный завод с выпуском до 1000 кожевенного мостовья и, наконец, два однорамных лесопильных завода купца Ястребова и купца Лобанова. 
В 1903г. открываются спиртоводочный и маслобойный заводы. 
Наиболее крупные торговые дела в Николаевске принадлежали иногородним фирмам: мануфактурный и галантерейный магазины вольского торгового дома Н.С.Менькова, универсальный магазин А.А. Шмидта.
В начале прошлого века Николаевск был уже достаточно состоятельным городом. 
Именно тогда купцы построили многие магазины в торговом городке. 
На фасаде магазина «Свет» мы видим вензель «М». 
Этот торговый дом принадлежал вольскому купцу, почетному гражданину Николаевска Менькову. 
Звание «Почетный гражданин» он получил за то, что построил и подарил уездному городу больницу. 
В этом здании в настоящее время располагается хирургическое отделение центральной районной больницы.
Есть в торговом городке и магазин, который когда — то принадлежал купцу Ф. Ф. Бармотину. 
Купец занимался не только куплей — продажей, но и принимал участие в обустройстве города. 
Например, зa свой счет мостил дороги.
В период НЭПа к старым купеческим строениям прибавились новые магазины. Некоторые из них построил Николай Михайлович Капцов, последний постреволюционный владелец солидных торговых площадей, дед протоирея Анатолия Васильевича Капцова. 
Дед, как все отчаянные и классово сознательные граждане, в 1918 году записался в отряд к Чапаеву и воевал за всенародное счастье. 
Поскольку крестьянский сын знал грамоту, отличался храбростью и любил застолья, то быстро дослужился до главного фуражира. 
По нынешним понятиям — это заместитель командира дивизии по тылу.
С началом НЭПа Николай Михайлович круто поднялся на купле — продаже. 
Он подумывал о сети лавок в селах уезда, но бдительные соратники по красным походам не дали состояться тщеславным планам. 
Товарищи по борьбе посоветовали бывшему фуражиру отдать нажитые капиталы социалистической Родине.  
Капцов отписал всю недвижимость государству и вышел за порог кабинета нищим. 
При этом Николая Михайловича произвели в директоры некогда его собственной торговой сети.
Развитию торговли в старом Николаевске наряду с другими купцами способствовал саратовский купец Александр Андреевич Шмидт. 

Его родословная тянулась от первых немецких колонистов, которые приехали на Волгу по указу Екатерины II. 
Здание, видимо, было построено, по проекту известного саратовского архитектора Алексея Марковича Салько. Крылатый Меркурий, 
античный бог торговли, украшал и здание в Пугачеве. 
Статуя была сброшена вниз в 1936 году. 
Как сложилась судьба А.А. Шмидта после 1917 года – неизвестно.

Советская власть.
Советская власть была провозглашена в городе Николаевске 27 ноября 1917 года. 
Возглавлял большевистскую организацию В. И. Ермощенко. 
В годы гражданской войны на территории Николаевского уезда В. И. Чапаев формирует отряды 25 дивизии. 
11 ноября 1918 года город Николаевск по инициативе В. И. Чапаева был переименован в г. Пугачев. 
В.И. Чапаев, кстати, в реальности был поклонником механизации,  и предпочитал автомобили лошадям как более быстрое средство передвижения и довольно хорошо в них разбирался. 
Внес немалый вклад в развитие военной мысли. 
Его разработки опережали время. 
Василий Иванович рано осознал, что в будущей войне будет побеждать не конница, а техника. 
В своей 25 дивизии В.И. Чапаев имел ударный моторизированный отряд, состоящий из 
броневиков и танков, среди которых был 17 – тонный танк «Гасфорд», мощную артиллерию, лучшую в Красной Армии телефонную связь и четыре аэроплана.
В перерывах между боями В.И. Чапаев устраивал театральные постановки. Вообще он был зрелищной личностью, и в городе — очень неплохой музей Чапаева устроен.


В 1935 году образован Пугачевский район. 
Промышленность в основном была направлена на переработку сельскохозяйственной продукции - мукомолье, а также кустарно-промысловое, гончарное, кузнечное, бондарное, столярное производство.
Здание хлебного комбината было построено в советское время. 
Интересно оно тем, что в годы войны здесь располагалась мастерская по ремонту самолетов.
На месте бывшего машиностроительного завода в довоенное время находилась машино — тракторная станция. 
В июне 1942 года сюда прибыли первые эшелоны с заводским оборудованием из Липецка, а также 180 кадровых рабочих. 
В послевоенные годы завод расстраивался, менял свое название и номенклатуру изделий. 
Сейчас завода нет.
Здание средней школы №13 построено в 1958 году строителями из Балакова. Школ с подобной архитектурой очень много в Марксе, Балакове и Энгельсе.

Татары Пугачева.
В Пугачеве есть татарский поселок. 
Его в старом Николаевске основали в 1840 году переселенцы из сел Хвалынского и отчасти Кузнецкого уездов. 
Первыми ходоками, которые пришли сюда выбирать место, были два зажиточных татарина: Башир-бабай и Нямай-бабай (бабай -означает «дед» и звучит уважительно).
Как только первые семьи закрепились на новом месте, вслед за строительством жилья на народные пожертвования последовало строительство мечети. 
В 1870-х годах была открыта школа — мектебе. 
Первым учителем в ней работал Муфтахутдин Воинов. 
Еще более весомый вклад в образовательный процесс внес его сын Абдулгадий Войнов. 
Он получил образование в Уральске, в медресе повышенного типа, и возвратился в Николаевск в 1916 году. 
Молодой человек сразу приступил к созданию не духовной, а светской школы. Он организовал общество, уговорил татар собрать деньги на содержание школы. 
Общество установило ему оклад 25 рублей в месяц, оснастило класс мебелью и инвентарем. 
Абдулгадий — абы начал преподавать по-светски, как в русских школах 
Николаевска.
Но однажды агрессивно настроенные жители поселка выбросили из школы скамейки. 
Некоторые глупцы увидели, что Войнов на уроках арифметики мелом ставит на доске плюсы между цифрами. 
В математических знаках они разглядели кресты — символы христианства, и 
тут же обвинили учителя в ереси и вероотступничестве.  
Впрочем, советская власть не только оставила A.M. Войнова учителем татарской школы, но и сделала директором.
При том что тот факт, что Войнов не изучает на уроках Коран, многим не нравился. 
Ему приходилось даже прятаться от недоброжелателей и в советское время.
Когда голод в 1921 году охватил все Поволжье, учитель Войнов вывез своих учеников в хлебный район страны, на Украину. 
Первую татарскую артель возглавил Зиятдин Войнов.
 
ВОВ.
В годы Великой Отечественной войны около 30 тысяч пугачевцев  ушли воевать.. 
Более восьми тысяч не вернулись. 
14 воинов стали Героями Советского Союза. 
В городе чтут память своих земляков. 
В 1975 году в центре воздвигнут памятник Воину-победителю, 
9 мая 1985 года открыта аллея Героев Советского Союза, где установлены 15 бронзовых бюстов и щиты с фамилиями всех погибших в годы войны пугачевцев.

 

В годы войны коллективы пугачевских предприятий перестроились на военный лад. 
В районе и городе было развернуто движение в помощь фронту. 
На личные средства горожан и сельских тружеников были построены 21 боевой самолет, танковая колонна. 
Труженики села отправили для фронта пять миллионов пудов хлеба, десятки тысяч пудов другой сельхозпродукции.

Послевоенное время.
Новые времена
В 1996 году в Пугачеве была восстановлена мечеть. 
Сейчас ведутся работы по реставрации православного храма и звонницы в с. 
Давыдовка, монастыря в Мопре, открыта воскресная школа в Пугачеве.

Театр в Пугачеве.
Первое упоминание о пугачевском любительском театре относится к 1904 году. Тогда средства от благотворительных спектаклей самодеятельные актеры перечисляли на создание городской библиотеки. 
Именно в местной труппе впервые вышел на сцену достаточно известный впоследствии провинциальный актер Н.И. Пономарев-Степной, двоюродный дядя знаменитого О.П. Табакова.
В любительском варианте городской театр существовал еще 30 лет, пережил войны, революцию, разруху, голод и, в конце — концов, 15 мая 1934 года получил статус профессионального драматического театра. 
Пугачевскому театру дали пролетарское название колхозный. 
В его труппе было много артистов из состава второго МХАТа. 
Лицедеев обвинили в троцкизме и сослали в Пугачев. 
Тем не менее, это печальное обстоятельство позволило местному театру подняться в профессиональном мастерстве, обратить на себя внимание, как на сильный творческий коллектив. 
Не случайно, в 1939 году театр получил на республиканском смотре второе место и стал участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
В 1940 году колхозно-совхозный театр получил новый статус и стал драматическим. 
Мастерство театра крепло, слава его росла. 
Во время войны театр внес свой вклад в Победу. 
Только в 1942 году труппа собрала в фонд обороны 115 тысяч рублей. Артисты, как и все тогда, жили бедно. 
Но все средства со сборов они отчисляли для фронта. 
В госпиталях Саратова, в городах области, в военкоматах, в воинских частях театр дал более 90 концертов, поставил 320 спектаклей. 
Особым успехом пользовались пьесы «Смелые побеждают», «Доблесть», «Парень из нашего города», «Таланты и поклонники». 
В послевоенные годы активно продолжалась творческая жизнь пугачевского драматического театра. 
Труппа традиционно после окончания зимнего сезона выезжала в районы Заволжья. 
Например, в 1950-м году она побывала в 13 районах, в 1951-м — в 17-ти. 
Артисты играли на очень маленьких и не приспособленных сценах. Приходилось использовать передвижные электростанции, а иногда 
и керосиновые лампы. 
В феврале 1951 года Совет Министров РСФСР своим постановлением ликвидировал Пугачевский городской театр. 
Все имущество и театральные реквизиты было велено предать в Вольск. Возможно, Совет Министров урезал средства на социальные нужды и под эту 
кампанию попал Пугачевский театр.
Нужно отдать должное местным руководителям. О
ни проявили характер, настойчиво добивались отмены необоснованного решения. 
Хлопоты не были напрасны. Республиканское правительство оставило театр в Пугачеве. 
В 1953 — 1954 году театр оказался в тяжелом финансовом положении. 
Он задолжал разным организациям и учреждениям за ремонт, электроэнергию, топливо.
К управлению в Пугачеве уже пришли другие люди, которые рассматривали театр не как культурный и интеллектуальный центр, а как затратный механизм, требующий дотаций из бюджета. 
Ничем другим нельзя объяснить ликвидацию театра в начале 1960 года.
По слухам, местный партийный лидер Полонский обратился к председателям колхозов с предложением самостоятельно датировать театр. 
Те, якобы, согласились, но областное управление культуры не одобрило такой способ существования театра. 
Так Пугачев потерял профессиональный театр. 
Часть творческого коллектива оказалась в Вольске. 
Вместо профессионального театра в Пугачеве образовался театр народного творчества, то есть самодеятельный коллектив. 
Его режиссером был энтузиаст сцены М.Г. Павлов. 
Он начинал с агитбригад, с «синей блузы». 
Во время войны М.Г. Павлов воевал в танковой разведке, имел орден и медаль «За отвагу». 
После Победы вернулся в театр, работал актером, а после реорганизации 
труппы, возглавил самодеятельный театральный коллектив. 
Многие годы деятельность народного творчества в Пугачеве связана с именем М.Г. Павлова.
Пугачевский самодеятельный театр жив поныне. 
Он носит звание народного и представляет на суд зрителей постановки, которые вызывают известный интерес.

Некоторые адреса города:

Городской дом культуры, МУК
413720, г. Пугачев, Революционный пр., 217 Тел. (84574) 2-19-97 

 Железнодорожный клуб
413725, г. Пугачев, ул. Вокзальная, 2 Тел. (84574) 2-10-14

Музыкальная школа, МОУ ДОД
 413720, г. Пугачев, ул. Топорковская, 19     Тел. (84574) 2-28-74

киноцентр Октябрь
413720, г. Пугачев, Революционный пр., 184/3     Тел. (84574) 2-13-65 

Пугачевский краеведческий музей
413720, г. Пугачев, ул. Топорковская, 25     Тел. (84574) 2-24-25

Пугачевский мемориальный дом-музей В.И. Чапаева, МУ
413720, г. Пугачев, ул. Карла Маркса, 229     Тел. (84574) 2-26-75 

клуб Северный
413725, г. Пугачев, ул. Набережная, 115   Тел. (84574) 2-62-40

Центральная библиотека, МУК
413725, г. Пугачев, ул. Бубенца, 21     Тел. (84574) 2-24-79 

Один из источников информации — издание «Пугачевское время», в котором авторы статей — сотрудники краеведческого музея, в основном, рассказывают немало интересного об истории города и его жителях.

Категория: Саратовская область. | Добавил: une (20.11.2012)
Просмотров: 4717 | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 0