Вольск,подробная версия. Текст : Ия Яковлева.
История Вольска, по-старинному Волгска, берет начало с основания на Волге русского поселения - слободы Малыковки. Название слободе было дано по имени рек, Верхней и Нижней Малыковок, по тем временам полноводных притоков Волги. А реки получили название по гипотетическому личному имени: Малык. Считается, что «анализ гидронимов позволяет проследить этнические и миграционные процессы, пути заселения и направления миграции народов, выявить контакты и системные связи между различными этносами и историческую смену одного этноса другим, воссоздать географические условия местности, исторические события, этнолингвистическое прошлое, представить этнокультурный фон». Кем был Малык, до сих пор неизвестно, но в имени чувствуется тюркский след. Значит, сначала были тюрки. В конце XVI века, во времена основания Саратовской крепости, появились укрепленные посты казаков, охранявших русские рубежи от степных набегов тюркских племен. Земледелие в военных условиях развивалось медленно. Русский землепашец выходил в поле с оружием, ведь в степи активно водились кочевники. А в Волге водилась красная рыба. И однажды щедрый русский государь Михаил Федорович (это случилось в 1632 оду) пожаловал здешние богатейшие рыбные ловли с окрестными угодьями московскому Новоспасскому монастырю, которому особенно покровительствовали Романовы. Обитель перевела сюда многих крестьян, к ней приписанных. Эти-то крестьяне и основали рыбную слободу Малыковку. Новоспасский монастырь – старейшая монашеская обитель Москвы,основан был в XIII веке святым благоверным князем Даниилом Московским. Сын князя Даниила Иоанн Калита в 1330 г. перенес монастырь в Кремль, откуда в конце XV века обитель была переведена на Крутицкий холм (Васильевский стан) на берегу Москвы-реки, и стала важнейшим оборонительным пунктом, отражая многочисленные нападения врагов (часто это крымские татары) на город с юга и юга-востока. По своему новому местоположению монастырь получил название Спаса на Новом, или Новоспасского, он служил местом погребения бояр из рода Романовых. По истечении еще 100 лет, ближе к концу XVII столетия, сюда начали переселяться старообрядцы. По бытующим до сих пор преданиям, многие прибывали водой, даже на плотах, с севера (скорее всего, из Нижегородского Заволжья, с реки Керженец). Число жителей быстро увеличивалось. Тогда же, в конце 17-го века, здесь была построена первая православная церковь, деревянный храм, названный в память иконы Казанской Божьей матери. О возникновении и бытовании села Малыковка сложили немало легенд. Есть такой вариант. В.П.Семенов писал: "В 1634 году на берегу Волги, где в нее впадает Верхняя Малыковка, возникло небольшое поселение, служившее местом отдыха и укрытием местным скотоводам, беглым крестьянам и бурлакам. Здесь же был, как центр поселения, кабачок "Разувай" (ср. с более скромным московским названием кабака "Разгуляй"). Вокруг этого центра стали собираться разные пришлые люди. Особенно большим приток беглых был после реформы патриарха Никона в 1656 году, и образовали они сельцо, названное по имени речки". Первые письменные упоминания о селе в архивных документах датированы 1699 г. Основу населения Малыковки составили монастырские крестьяне и старообрядцы. Практически все жители села мужского пола занимались промыслом рыбы. Для обеспечения села солью и тарой Новоспасский монастырь держал в Саратове контору управления рыбным промыслом, склады для соли и рыбы. С одной стороны, обитатели Малыковки - люди древнего благочестия, а с другой - люди вовсе лихие. И граница эта не всегда была очевидной. В 1710 году Петр, монастырей особо не жаловавший, а уж старообрядческие центры, с их бородами, традиционализмом, и трезвостью, тем более, отнял Малыковку у Новоспасского монастыря, и подарил ее Александру Даниловичу Меньшикову. Смена хозяина никаким видимым образом не отразилась на судьбе Малыковки. После опалы "светлейшего" Малыковка вернулась к первоначальным хозяевам – в документах того времени она фигурирует как "дворцовая рыбная слобода". С конца правления Петра Первого начинается постепенный упадок Новоспасского монастыря. В 1728 году Малыковка перешла в казну, что в лучшую сторону повлияло на ее экономическое положение. По ревизии 1766 года, здесь насчитывалось более 4000 душ обоего пола, было уже несколько храмов. Первый каменный собор Иоанна Предтечи был заложен в 1746 году. Он, слава Богу, сохранился и по сей день. В 1764 году, при Екатерине Второй, последовала секуляризация церковного имущества, монастырь лишился всех своих поместий, а значит, и доходов. Решением Сената в 1770 г. была образована Малыковская волость Симбирской провинции Казанской губернии. А в 1773 году случилась крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Пугачев был принят в Малыковке с восторгом, мужицкий царь и воевал истово, и молился по-старинному; подолгу жил у старообрядцев, в том числе на реке Иргиз. Ядром восстания Пугачева не случайно стали яицкие казаки-старообрядцы. Дух Пугачева сродни воздуху слободы Малыковки. Екатерина II победила в этой войне, и усвоила ее уроки. Она самым решительным образом перестроила губернское управление. 7 ноября (красный день календаря) 1775 г. издан Указ "Учреждение для управления губерний Всероссийской империи”, подготовленный с помощью вельможных бюрократов А. Вяземского, П. Завадовского, М. Сиверса, Г. Ульриха и др. А, при образовании в 1780 году Саратовского наместничества, "дабы змеиное гнездо сие в узде держать", посадив здесь "начальство какое ни на есть построже", Екатерина II преобразовала Малыковку в город Волгск. Преобразование это было успешно совершено силами князя А.Л.Вяземского, генерального прокурора, министра юстиции, финансов и внутренних дел, которому было пожаловано в этом крае такое поместье, какое он сам себе выберет. В выборе помог князю волостной писарь слободы Малыковки, старообрядец В.А. Злобин. За эту услугу Злобин получил место в имении Царевщина, где построил и существующий и доныне (на 1913 год) винокуренный завод. Затем Злобин выбран был князем Вяземским, как подставное лицо, для откупных операций, и очень быстро превратился в миллионера и городскую голову нового города. 6 января 1781 года Волгск получил статус города. А несколькими годами позже в обиходе и литературе закрепилось новое, более мягкое название – Вольск, ставшее затем и официальным. Итак, появление города Волгска на карте России — неоспоримая заслуга Екатерины Второй и князя Вяземского. Тогда как его расцвет связан с именем Василия Алексеевича Злобина, винного откупщика, добытчика соли и рыбы. Кстати, его сын, Константин, тоже был своего рода любопытная личность, и даже неплохой поэт. Творчество Злобина-младшего высоко оценил Гаврила Романович Державин (сыгравший немалую роль в подавлении пугачевского бунта, и в истории Малыковки). Константин Злобин, по протекции тца работал под началом Гаврилы Романовича в Министерстве юстиции. Возможно, именно начальник-поэт вдохновил своего помощника на собственную поэтическую деятельность. Модные мысли о равенстве сословий Константин Злобин выразил в послании к отцу, озаглавленном «В похвалу гражданских добродетелей моего отечества». Касаясь здесь опыта революции во Франции, для которой борьба за вольность обернулась самовластьем Наполеона, он одновременно восхваляет русского крестьянина как «героя мира от сохи» и полезную благотворительность купечества. Те же идеи развиты в стихотворении З. «Древняя порода», призывающем монарха чтить не заслуги предков, но «славу в гражданине мирном,Кто поле классами покрыл, в торговлю новый дух пролил», т. е. «истинных сынов отечества, его подпору». В 1805 году Константин Злобин оставляет службу в Петербурге, и возвращается в Вольск, где отец на его имя приобретает 2500 крепостных душ с землей, в 1806 женится «увозом» на бедной дворянке В. А. Трифоновой (церковный брак заключен 7 янв. 1810, после развода с первой женой, Стивене) и входит в управление откупными делами. Но славен для Вольска купец Злобин не миллионами, откупами, и дружбой с великими мира сего, а тем, что свои средства (да и не свои, как потом выяснилось) он вложил в масштабное строительство города. Василий Алексеевич привнес красоты классицизма в уездный городок, и этим положил эстетически полноценному городу. Впрочем, ампирная эстетика Вольска остается малоизвестной. Ведь "мы ленивы и нелюбопытны".. Потому следующий текст остается актуальным по сегодняшний день. «Признаюсь, я никогда не подозревал, чтобы Вольск или, правильнее, Волгск, город Волги, был такой красивый и обширный город. Он навзрезе насыпал собою широкий живописный амфитеатр меловых гор, но не уместился и в этой просторной чаше, а растекся оттуда своими частыми домиками и пригородными садиками по крутым обрывам волжского берега, начиная чуть не от самого Рыбного, в обрался вглубь окружающих его гор» (Евгений Марков, «Россия в Средней Азии», том 2, стр. 430). И до сих пор мало кто подозревает об очаровании, да и о самом существовании Вольска. Самый знаменитый памятник деятельности В.А. Злобина в Вольске - уникальный по архитектуре двухэтажный Гостиный ряд (двор), выходящий главным фасадом на Торговую площадь. Его парадная колоннада (в проекте коринфского ордера) протянулась на целый квартал. Ни один уездный город Поволжья не имел торгового здания с галереей во втором этаже. Лавки в Гостином ряду процветали до Отечественной войны 1812 года. После вторжения Наполеона расчеты города на крупную прибыль рухнули, пошла волна разорений. Самый сильный удар был нанесен по самой крупной фигуре, то есть В.А. Злобину. Он набрал кредитов в казне на 4 миллиона рублей, а обеспечены они оказались менее чем наполовину. Несмотря на то, что казна дала рассрочку на 10 лет, Злобин не смог погасить текущие долги и фактически разорился. Почти все недвижимое имущество отдал в залог, в обеспечение долга. Гостиный ряд перешел в распоряжение города, который разместил во втором этаже, правда, не ранее 1850-х годов, присутственные места - городскую полицию, уездный суд, казначейство и дворянскую опеку. Позднее первый этаж город стал сдавать купцам под лавки. В довершение правительство запретило прогоревшим вольским купцам торговать - и тем самым лишило их возможности хотя бы со временем рассчитаться с долгами. Злобин скончался в 1814 году, а 15 лет спустя, в июле 1829 года, во внимание к его заслугам император Николай I распорядился долги простить. Сейчас в этом здании - гостиница "Цемент". Есть мнение, что строился Вольск в период расцвета таким образом: В 1792 году разразился так называемый "епифановский пожар". М.М.Владимиров в статье "Первое столетие Вольска", опубликованной в вышедшем в 1881 году в Саратове первом томе "Саратовского сборника", писал: "Есть предание, что у городского головы Василия Епифанова под крышей дома водилось много голубей… Несколько человек недовольных наловили тех голубей, привязали к лапкам по пучку осмоленной пакли и подожгли… Городничий Попов узнал о пожаре но, будучи не в ладах с Епифановым, не подал ему своевременную помощь…" Послепожарный Вольск уже на большую деревню не походил. Как пишет тот же М.М.Владимиров, "началась строительная горячка, на которой погрело руки вольское купечество. На улицах и площадях одновременно возводились десятки каменных хором столичного образца. Еще не будучи достроенными, они по весьма завышенным оценкам закладывались в казну, а полученные от казны залоговые суммы направлялись на новое строительство или расширение торговли и промыслов. Во главе этих незаконных операций стоял один из первых градоправителей Вольска купец Василий Злобин, человек, близкий к тогдашнему министру финансов Кочубею. С его помощью в городе было построено более 70 добротных каменных зданий, какими не всегда мог похвалиться даже губернский город". Захватив в свои руки огромные откупа, прославившись дельцом, Злобин приобрёл огромнее влияние на ход всех местных дел. Он скоро завел дружбу с многими тогдашними сановниками, брал при их содействии, подряды на доставку провианта для целых армий, на поставку в казну соли и прочего. Поселившись около 1812 года в Петербурге, Злобин задавал такие пиры для знатнейших людей того времени, что после о них недели по две говорило всё высшее петербургское общество. Он устраивал в окрестностях Петербурга праздники с музыкой, фейерверками и роскошными ужинами, на которых собиралась вся столичная знать. Пустившись в роскошь, доверив дела другим людям, быстро нажившимся при его предприятиях, Злобин разорился, но это обнаружилось только после его смерти. Все, доверившие Злобину свои капиталы или имущества, которые он представлял в обеспечение подрядов, также разорились. Город Вольск запустел. Те здания которые не были при Злобине окончены, простояли в недостроенном виде почти полстолетия. В. Беккер, посетивший Вольск в 1842 году, пишет: «при самом вступлении в город, вы поражаетесь огромными каменными недостроенными домами и, смотря на них, подумаешь, что это случилось после пожара или неприятельского нашествия». Однако, не все, привлеченные Злобиным, капиталы исчезли после падения его предприятий. Много миллионов уцелело в крепких руках вольских купцов и, когда миновала опасность, что капиталы могут быть отобраны за старые долги, они пущены были в дело и Вольск стал оживать. В 1861 году в Вольске было уже 23 тысячи жителей, по переписи 1897 года их оказалось 26 с половиной тысяч, а на 1 января 1910 года числится 32 тысячи человек. В городе много промышленных предприятий, из которых главнейшими были: цементные заводы (Глухоозерский, Ассерин и Зейферт), две паровые мельницы, три кожевенных, два маслобойных, два пивоваренных завода, судостроительный завод Гильдебрандта, и прочие предприятия. В 1871 году в Саратове была издана "Биография Волгского Именитого Гражданина Василия Алексеевича Злобина", написанная краеведом саратовским, А.Леопольдовым. Вернемся же к началу 19 века. "Ревизская сказка" (перепись) Вольска за 1816 год содержит длинный список купцов, выбывших, ввиду разорения, в "вольное мещанство". В результате упадка было утрачено и немало каменных зданий. Однако до сих пор улицы города украшает целый ряд замечательных памятников гражданского зодчества. Над "бровкой" берегового склона Волги, в начале Московской улицы, стоит трехэтажное здание, ныне занимаемое историческим отделом Краеведческого музея. Дом, вероятно, построен около 1810 года - на этом месте он обозначен уже на плане 1826 года как "общественный каменный". В 1840 году по заказу купца В.М. Мясникова губернский архитектор Г.В. Петров спроектировал как будто новое здание на этом месте, но на деле "встроил" в него прежнее. Обновленное здание предназначалось для продажи городу - для размещения служб "городского магистрата". Позднее здесь помещалась "мещанская (городская) управа". Здание - ценный памятник архитектуры. Оно воплощает довольно редкий тип классической постройки с угловой ротондой и симметричными уличными фасадами. На северо-восточной стороне Торговой площади находится здание (ныне Дом детского творчества - бывший Дворец пионеров), построенное, по-видимому, между 1826 и 1850 годами. Во второй половине XIX века здесь помещались учреждения Земской управы. Гораздо более раннюю датировку имеют два особняка на площади Свободы - Троицкой. Один из них, "дом Матвеева - Сидорова" (он же "дом Брюханова"), и сейчас используется под жилье. Он указан на планах 1800 и 1826 годов как каменное строение. По всей вероятности, дом перестраивался в первой половине XIX века, поскольку он был пожертвован владельцем под приют и пансион для девочек. Напротив этого особняка расположен "дом городского головы Струкова - Мельникова", в котором многие годы размещалась почта. План дома квадратный, уличный фасад обладает очень эффектным портиком (поднятым на высокий арочный пьедестал), объединяющим главный этаж с мезонином. Здание в ряде публикаций приписывается А.А. Белоусову, в середине XIX века служившему губернским архитектором. На пересечении улиц Малыковской и Чернышевского находится еще один "дом с ротондой", так называемый "дом Шведова". Он указан на всех планах города, начиная с 1800 года, как каменный. Возможно, здание было перестроено Г.В. Петровым в 1830 году. Среди других Вольских достопримечательностей - "дом архиерея", на улице Первомайской (Амурской), с домовой церковью при нем (этот храм был единственным, уцелевшим после погрома 1929-1931 годов). Здание обозначено как каменное на плане 1826 года. На территории нынешнего Вольского высшего военного училища тыла (ВВВУТ), вблизи от городского парка, расположен так называемый "дом Расторгуева", переданный владельцем под женскую гимназию, открытую в 1871 году. (Здание с мезонином выходит фасадом на улицу М. Горького.) Расторгуевы, как Сапожниковы и Злобины, были старообрядцами. Один из них, Лев Иванович (р. 1771 года), в свое время "присвоил" большую рощу, примыкавшую к городу, и по его имени роща с вековыми дубами до сих пор слывет "Львовой". В конце XIX века перестраивается северная сторона Торговой площади. На месте снесенных зданий купцы-миллионеры Меньков, Левшин и Брусянцев почти одновременно возводят три жилых дома с магазинами в нижних этажах. Этот комплекс с "теремными" кровлями поражает причудливой смесью мотивов русских, барочных и (в доме Брусянцева) - модерна... Эти здания скорее напоминают боярские палаты, нежели обычные жилые дома. Не случайно после революции все три дома были заняты новой властью для размещения партийных и советских учреждений. Центральное здание ансамбля - дом Менькова - во втором этаже имеет четыре зала, выходящие окнами на площадь. Интерьеры их отличаются друг от друга. Наиболее нарядна гостиная, отделанная в подражание стилю рококо. Исключительно изящен рисунок лепки на потолке и изразцовые печи, каждая из которых подлинно художественное произведение. Сохранился и замечательный паркет. В бывшем доме Менькова располагался горком КПСС, а с 1993 года размещается Вольская картинная галерея, великолепное собрание живописи и декоративно-прикладного искусства. В городском парке, у ворот, находится еще одна постройка начала XIX века в классическом стиле - "дом Сапожникова”. Владелец дома Алексей Петрович Сапожников - фигура незаурядная. Его дед, Семен Ефимович Сапожников поплатился жизнью за помощь Пугачеву,и был повешен Гавриилом Романовичем Державиным как сподвижник бунтовщика. Отец же стал первейшим соратником Злобина в его начинаниях. А.П. Сапожников, богатейший купец, в 1831 году внес на строительство Покровского собора огромную сумму - около 80 тысяч рублей. По преданию, он пожелал, чтобы собор был возведен на месте казни его деда. "Дом Сапожникова" был вместе с садом продан владельцем городу, в нем размещался ресторан с музыкальным павильоном. Брат Семена Ефимовича – Петр Сапожников, был одним из основных благодетелей Иргизских старообрядческих монастырей. А их мать – схимонахиня Анисья в 1803-1806 гг. была настоятельницей Покровской старообрядческой обители на Иргизе. Памятник на ее могиле украсил Средне-Никольский монастырь. (Дальнейшая судьба этого памятника интересна и в своем роде показательна для советского времени. После революции 1917 г., как писал пугачевский (г.Пугачев – ранее г.Николаевск Саратовской губ. – еще ранее Слобода Мечетная) краевед в местной газете, большевики «переделали» его в Памятник борцам революции. В таком виде и ныне надгробный памятник Анисьи Сапожниковой с красной пятиконечной звездой стоит на территории летной военной части.) Вообще, вольское купечество в 19 веке ведет обширную торговлю хлебом и лесом. Главными занятиями же основной массы жителей служат садоводство, бахчеводство и огородничество. Хоть в городе и действовали отделение русского торгово-промышленного банка, городской банк и общество взаимного кредита, много средних и низших учебных заведений, а именно: кадетский корпус, реальное училище, 8-ми классная женская гимназия, учительская семинария, духовное училище, епархиальное женское училище, 4-классное училище и 16 начальных училищ. Особая страница истории Вольска - храмовое строительство. Наподобие торговых городов Ельца и Великого Устюга, в старину панорама Вольска с реки также обогащалась великолепием многих храмовых силуэтов. Первый каменный собор Иоанна Предтечи, выстроенный в 1740-х годах, сто лет спустя был заменен новым собором, выстроенном в стиле классицизма. В отличие от первого, оказавшегося по новому плану на краю Торговой площади, этот собор занял ее середину. Таким образом, вблизи от волжских пристаней образовался цельный ансамбль из торговых рядов, особняков-дворцов и храмов. Правда, первоначальный Предтеченский собор впоследствии был перестроен под светские нужды (факт сам по себе редчайший). Внешняя, а во многом и внутренняя тектоника здания, однако, сохранилась. Здание с куполом, перекрывающим квадратный холл на втором этаже, в который выходят квартиры, долго удивляло и исследователей - ведь старый собор считался снесенным. Первый этаж здания, как и практически всех построек на Торговой площади, и сейчас занимают магазины. Вероятно, новый собор Иоанна Предтечи был спроектирован еще в 1809 году В.И. Сурановым (уроженцем Санкт-Петербурга, учившимся в Академии художеств, саратовским архитектором в 1805-1818 годах). Был заложен фундамент здания и начато возведение стен. Война 1812 года и последовавшие невзгоды отсрочили строительство, и оно возобновилось в 1830-е годы, в период нового подъема городской экономики. Проект был несколько переработан. Предтеченский собор был гордостью города. Его огромный кубический объем, увенчанный главой-ротондой, окруженной четырьмя звонницами, был виден за многие километры со стороны Волги. Сейчас на его месте универмаг, построенный в конце 1960-х годов. Главную планировочную ось, идущую перпендикулярно Волге - Московскую улицу - замыкала Троицкая площадь (после революции площадь Свободы). Она получила имя по храму, выстроенному в ее центре к 1809 году. В народе он назывался "Старым собором". Фасады и главу-ротонду храма украшали ритмичные ряды полуколонн ионического ордера. К Троицкому собору сходились две важные дороги - из Хвалынска (еще одной "столицы" Волжского старообрядчества) и из Саратова. На месте снесенного храма в 1938 году был установлен памятник Ленину. Одновременно с новым Предтеченским собором была возведена и церковь Покрова, на территории нынешнего рынка. Тогда же поднялась и величественная Единоверческая церковь с колокольней, в квартале, образованном улицами Малыковской, Чернышевского - Тверской, Балтицкого - Злобинской и Л. Толстого - Моховой. Целью властей, строивших этот храм, было преодоление раскола в русском православии, но попытки оказались малоуспешными... Совсем недалеко от Вольска, в Заволжье, начиная от реки Иргиз в сторону Саратова тянулись многочисленные немецкие поселения - "колонии”. Некоторое количество немцев жило в Вольске - например, семья главного врача железной дороги Шмуккера, владельца колбасно-кондитерского заведения Кекселя. Но в отличие, скажем, от Саратова, влияния на духовную жизнь города немцы практически не оказывали - их было слишком мало. На Православном кладбище (действующем и сейчас) еще при В.А. Злобине был возведен небольшой храм, и на Старообрядческом кладбище, на восточном склоне "амфитеатра" гор, тоже в давние времена соорудили часовню. Сейчас от этого кладбища и от часовни остались только воспоминания у Вольских старожилов. На семидесятые - восьмидесятые годы 19 века пришлось открытие в Вольске крупных учебных заведений. Некоторые из них разместились в пожертвованных меценатами и проданных особняках, другие - в специально выстроенных зданиях. На северной окраине, за "садом Сапожникова", был возведен краснокирпичный комплекс зданий Кадетского корпуса. С 1927 года здесь разместилось Вольское училище летчиков и авиатехников, давшее стране много воздушных асов и героев Великой Отечественной войны. После войны профиль училища изменился - оно стало готовить тыловиков. Сейчас ВВВУТ - единственное в стране высшее военное учебное заведение этой специализации. Это целый городок на склоне горы, где корпуса стоят среди прудов и небольших рощ. Примечательно и старинное здание Реального училища (открылось в 1876 году) в большом доме напротив "сада Сапожникова", с внутренними чугунными литыми лестницами между этажами. Но настоящая гордость Вольска - так называемый "Школьный дворец", новое здание женской гимназии, выстроенное в начале XX века по вновь принятому типовому проекту гимназических зданий, однако достаточно дорогому и поэтому осуществленному в России всего лишь несколько раз. В конце XIX века жилые каменные здания в два, а то и в три этажа становятся "рядовой застройкой" Вольска. Город богател. Об этом говорят и фасады домов, выложенные фигурной кладкой, и обилие лепных украшений, ложные фронтоны и нередко лепные и жестяные вазы на крышах. В деревянных жилых постройках до самой революции держалась традиция северного "большого дома" на подклете. Часто еще встречаются и шлемовидные завершения воротных столбов из просечного железа, и узорчатые дымники, и изящные водосточные трубы. Нередки каменные ворота с аркой, с кольцами-коновязями, напоминающими о давно прошедшем. Еще в 1920-е годы, по воспоминаниям старожилов, вольчане держали до 5 тысяч коров, и два раза в день улицы города заполнялись "тучными стадами". Трудно даже было бы перечислить ремесла, которыми владели в прежние времена местные жители. Среди самых уважаемых были кузнецы, селившиеся в основном на Саратовской улице. Были и другие "слободки". В начале нынешнего столетия Вольск стал промышленным городом. До сих пор не утихают споры, на пользу либо на вред городу было открытие в конце XIX века неисчерпаемых запасов сырья для выделки цемента. Добыча нужных сортов мела и глины, разработка с 1930 года залежей высококачественной опоки - уникального природного адсорбента (минерала с поглощающими свойствами), повышающего качество цемента, - постепенно привели к уничтожению меловых гор вокруг города и поставили его перед экологической опасностью. Первый цементный завод - Глухоозерский - был пущен в 1897 году. Завод находился в нескольких километрах от центра Вольска, а сейчас он включен в городскую черту, как и бывшие поселки при других заводах (таким образом, Вольск, при населении менее ста тысяч человек, раскинулся ныне более чем на 10 километров вдоль Волги). Второй крупный цементный завод (местного купца Плигина, затем Зейферта) вступил в строй в 1900 году. Сохранившиеся старые постройки, жилые дома при этих предприятиях - образцы архитектуры, носящие непременные для того времени признаки "промышленного модерна". Таковы же и действующие поныне "мельница Меркульева", пивоваренный завод "Вормс", вокзал на станции Привольская (1895 год). Словно в противовес наступавшему "европейскому" модерну в начале XX века на набережной было выстроено в русском стиле здание Народной библиотеки. Ее необычный вид, напоминающий часовню, до сих пор порождает множество легенд. Сейчас в этом здании музыкальная школа. Горы (по местному "шиханы") высотой более двухсот метров покрыты дубовыми рощами с полянками богородской травы и степного ковыля. Их склоны оползнеопасны, поэтому массивные здания строят в основном на ровных участках. "Амфитеатр" же, воспетый еще в литературе прошлого века, и сейчас застроен частными домами, иной раз образующими несколько ярусов террас, с подпорными стенками, с вьющимися по кручам тропинками. | |
Просмотров: 5462 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |