Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

САРАТОВСКАЯ ОЙКУМЕНА.

Пятница, 29.03.2024

Вебер Яков Яковлевич.Свободный художник.Текст:Ия Яковлева.
Яков Яковлевич Вебер родился в 1870 году (как и В.Борисов-Мусатов, например), в селении Голый Карамыш Сосновской волости Саратовской губернии.
Сейчас это селение является городом, районным центром Красноармейск.
Cловарь сообщает нам о колонии Бальцер (селении Голый Карамыш) следующее:
«Лютеранская церковь, школа, больница, 32 лавки, 12 красилен, 20 колесных мастерских, 10 кузниц, водяная мельница, 8 сарпинковых фабрик с производством на сумму свыше 50 тыс. руб., 10 кожевенных заводов с производством на сумму свыше 60 тыс. руб., 3 кирпичных завода.
Колония основана в 1765-66 гг.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907 ".
Небедное селение, однако будущий художник родился в скромной достатком семье, в которой разумеется, занятия искусством могли поощряться только умеренно.
Главное в жизни всегда считалось заработать на хлеб, семью и и хозяйство. Известно, что самую первую картину Яков Вебер нарисовал в 16 лет.
В то самое время, когда для родителей было более важно, чтоб он получил надежную профессию — слесаря или столяра.


Дело, которое непременно могло бы прокормить его и будущую семью.
В дальнейшей жизни у Якова Вебера появилась семья, но ни слесарем, ни столяром упорный молодой человек не стал.
В возрасте 25-ти лет, проявив настойчивость, он уехал в ближайший центр, то есть город Саратов, учиться на живописца.
Все это, несмотря на весьма серьезные препятствия.
Перемещения колонистов по стране не были свободными.
Даже для выезда из одной колонии в другую, уже не говоря о поездках в другие города страны, требовалось получить разрешение Канторы.
В Кантору обращались с ходатайством, разъяснением целей поездки .
Если принималось положительное решение, то колонист получал паспорт сроком от 1 месяца до года.
По возвращению этот паспорт должен был сдаваться в Кантору.
Так вот Яков Вебер такой паспорт не получил.
Что, как ни удивительно, не помешало ему получить место копииста в художественном музее им. Радищева.
Параллельно он брал уроки мастерства у местных художников, возможно, Коновалова.
По совету Коновалова и Борисова-Мусатова он продолжил совершенствоваться уже в Москве. В мастерской Коровина.
Франкофил, поклонник импрессионистов, Константин Коровин порекомендовал ему лучшее - посетить Париж и приобщиться к современной художественной жизни.
Но Вебер финансово не потянул «Мекку художников», и определился в Пензенское художественное училище, на обучение к Савицкому Константину Апполоновичу, народнику и передвижнику.
Картина «Вьюга. Лошадь под навесом» был написана именно в это время.
Вернувшись в Москву в 1903 году, Яков Яковлевич поступает в местную Академию художеств (Академию художеств в Петербурге ему вполне мог ругать К.Коровин, который покинул это учебное заведение, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.), классы А. А. Киселёва, и учится до 1909 года (учёба для него продолжалась весьма долго — ведь приходилось отвлекаться на выполнение заказов и обеспечивать семью).
Познакомившись с волжскими этюдами Я. Вебера, И. Е. Репин предложил Веберу перейти в его мастерскую.
За период учёбы Яков Вебер ежегодно принимал участие в выставках, его картины посылались в Голландию, Швецию, Италию, отмечались премиями. Звание художника по окончании Академии он получил за картину «Сумерки на Волге».
В 1915 году Яков Вебер вернулся на «малую родину», в Саратовскую губернию.
Поселился в селе Щербаковка (Мюльберг), и не уехал в столицу даже тогда, когда президент Академии художеств И. И. Бродский предложил ему взять руководство кафедрой пейзажа.
Скромный.
В Щербаковке Яков Вебер занимался преподаванием и рисовал.
В дальнейшем, уже в советское время он руководил республиканской изостудией, неофициально преподавал в Энгельсском доме народного творчества, принимал активное участие в жизни детской колонии (как «друг молодых коммунистов»).
Но содержанием его живописных работ почти всегда оставалась Волга. Случались с ним и драматические события.
Зимой 1921 года Вебер был захвачен бандой Пятакова, действовавшей в
Заволжье, и только благодаря заступничеству учеников и односельчан избежал смерти.
Написал картину «Под лёд».
Незадолго до смерти в одном из своих писем сказал: "Я ведь именно человек коммунизма, но свобода художника мне слишком дорога — заказы не люблю, если они тормозят свободу художника… Продавать свои работы я никогда не мог. Даже цену на выполненные работы я не мог назначать — противна была всякая «торговля», и теперь таким ненормальным остался".
Яков Яковлевич был репрессирован в 1937 году, еще до начала ВОВ.
Но, как пишут, по некоторым сведениям, умер в 1958 году.
35 живописных работ Вебера хранятся в Энгельсском краеведческом музее.
• Въюга. Лошадь под навесом (1903).
• Сумерки на Волге (1909)
• Дед Мазай и зайцы (1912)
• Под лёд (1921?)
• Лодка с парусом (1930)
• Последний рейс (1930)
• Уголок леса (1936)
• Варка арбузного мёда (1937)
• Восход луны (?)
• Ледоход (?)
• Весенний разлив (?)
• Посёлок в степи (?)
2 работы— в Чувашском художественном музее.
• Пашня (1919)
• Волга (1935)
Категория: Здесь рисовали картинки. | Добавил: une (26.12.2013)
Просмотров: 1439 | Рейтинг: 4.8/6
Всего комментариев: 0