Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

САРАТОВСКАЯ ОЙКУМЕНА.

Пятница, 19.04.2024

Пасхалов Виктор Никандрович. Саратовские страдания.Текст: Ия Яковлева.
Родился  18 (30) апреля в 1841 году в Саратове. 
Отец Виктора Никандровича — дворянин, офицер и патентованный страдалец, чье болезненное пристрастие к вину довольно быстро переросло в тяжёлый алкоголизм, от которого он и скончался в 1853 году.  
Виктор унаследовал некоторые качества своего родителя, кроме того, ему досталась и болезнь наследственная от отца, которого он даже не помнил, а также эта несчастливая склонность лечить свои страдания выпивкой, чтоб вновь страдать, причем и горше, и глубже.


Мать Виктора – Анна Никаноровна, женщина незаурядная, образованная, знающая семь языков, музицировавшая, и сочинявшая стихи, всегда «чувствительного» характера (некоторые из них В.Н. использовал для своих романсов -  «Слышишь ли, милый», «Прости мне», «Изобидели сердце», «Дай на тебя наглядеться» и другие). 
В истории Саратова Анну Никаноровну вспоминают добрым словом в связи с примечательным событием — вместе с ссыльным в Саратов историком Костомаровым она собрала и опубликовала сборник русских песен Поволжья — это было первое издание песенного фольклора Саратовского края. 
От мамы Виктору Никандровичу передались более полезные и положительные черты натуры: во-первых, творческое начало вообще, во-вторых склонность вдохновляться именно русской песней.
После рождения первенца, Виктора, Анна Никаноровна уехала из Саратова в Петербург, в котором прожила 7 интересных лет: водила знакомства с Иваном Аксаковым, братьями Милютиными.  
А затем, по смерти мужа, овдовевшую Анну Никаноровну, увёз  на родину ее 
отец, она вступила здесь во второй брак с человеком, близким ей по духу — писателем Д. Л. Мордовцевым.
В 1853 году Виктор поступил в Саратовскую гимназию (словесность в то время здесь преподавал Н.Г. Чернышевский). 
Интересы его были связаны целиком и полностью с музыкой, но, закончив гимназию, Виктор не мог продолжить образование в высшем музыкальном 
учебном заведении, поскольку такового в России еще не было. 
Первая в России Петербургская консерватория откроется лишь через 2 года. 
И, по настоятельной рекомендации отчима, он поступил на историко-филологический факультет Казанского университета. 
Одновременно брал уроки у педагога-пианиста Александра Ивановича Виллуана (1804-1878), выдающегося преподавателя, первого учителя Антона Рубинштейна. 
С Виллуаном Пасхалов поехал во Францию с целью получить высшее музыкальное образование. 
Провел в Париже 5 лет, причем пришлось терпеть крайнюю нужду: он жил чуть не на чердаке, занимал угол в семье захудалого портного и голодал по несколько дней до потери сознания. 
В одну из таких голодовок В.Н. написал музыку на слова Томаса Гуда "Песня о рубашке" — по отзывам, лучшее из произведений этого композитора (осталось ненапечатанным). 
В 1866 году он вернулся в Саратов, где провёл еще 2 года, вместе с сестрой Натальей часто выступая в концертах с исполнением своих фортепианных пьес или аккомпанируя вокалистам, певшим его романсы.
Кроме романсов,  Виктор Никандрович написал в саратовский период ряд фортепианных пьес и фрагментов опер. 
Через год перевелся в Москву, дабы быть поближе к своему учителю музыки. И хотя музыкой Виктор Никандрович занят был постоянно, диплома так и не 
получил. 
Хотя на тот момент это было уже возможно и на родине. 
Да, слушателем был и Парижской, и Московской консерватории, но бедность, равно как и конфликтность сыграли роковую роль. 
Три года занимался В.Н. В Московской консерватории, но, поскандалив 
с Н.Г. Рубинштейном (у Пасхалова, как личности впечатлительной, нервной, и больной характер был, конечно, скверный), экзамен не держал, а звание регента получил, сдав экзамен при петербургской Придворной певческой капелле (кстати, в ту пору её возглавлял наш земляк, композитор Н.И. Бахметьев). 
Талант, впрочем, его не остался незамеченным современниками и собратьями по цеху, особенно представителями «Могучей кучки». 
Вот что писал М. Мусоргский, сам опытный по части как алкогольной, так и страдальческой: «Пасхалов талантлив – это несомненно. 
Пасхалов забит судьбою – это еще несомненнее. 
Пасхалова надо выудить из тины, да так, чтобы удочка не оборвалась…» Однако никому не удалось, или не захотелось, «выудить» Виктора Никандровича.
Одним из проявлений нервной болезни Виктора Пасхалова, кстати, была мания преследования. 
Неприятная особенность ограничила и творческие способности, и лишила полноценного общения с товарищами по искусству (хотя совершенно не помешала вступить в брак и получить потомство). 
Композитор часто переезжал, то Петербург, то Казань, то Саратов, выступая с концертами как пианист-солист и аккомпаниатор. 
Значительно позднее, в Казани в 1882 году Пасхалов организовал первую бесплатную музыкальную школу и быстро стал известен как педагог и исполнитель. 
Композитор стремился воспитывать у учеников любовь к  русской народной песне.  «Едва ли я ошибусь, если скажу, что лучшие произведения В.Н. Пасхалова погибли навсегда для публики, - писал его казанский знакомец В.Н. Тихонов об импровизированных концертах Пасхалова в узком кругу друзей. - Это были вещи, создаваемые им, в минуты вдохновения, и, никем не записанные, они забывались и самим автором».
Болезнь и одиночество (с супругой развелся очень рано) довели Пасхалова до нищеты. 
Под конец жизни он оказался среди представителей казанского «дна» – Мокринских трущоб.  
Там Виктора Никандровича ценили по достоинству. 
Он умел задеть за живое. 
Вспоминают так очевидцы его трактирных бдений - «Как-то однажды в трактире он запел, и каждая нота дышала скорбью. 
Он рыдал за погибшую жизнь.
- Да перестань ты, проклятый, томить душу… ведь мы же люди, ведь и у нас же есть сердце».
1 марта 1885 года Виктор Никандрович покончил жизнь самоубийством. 
А.Н. Пасхалова объясняла причину этого поступка и для шикрокой публики, через печать, в открытом письме в «Волжском вестнике» от 7 мая 1885 года -  «к роковому шагу сына мог подтолкнуть ложный слух о её смерти...»
Пасхалов не был композитором первой руки, зато был провинциал и отщепенец. 
Так что наследие его не является открытым, доступным и исполняемым. Последний раз романсы композитора публиковались  в 1948 году. Фортепианные сочинения , а также фрагменты из его опер остались неопубликованными, хранятся в архиве Государственного центрального музея музыкального искусства.  
Он сочинил такие пьесы как «Саратовская полька». «Раздумье русского человека», «Два траурных марша», хор из оперы «Мазепа», песенку Тамары из оперы «Демон», вальс «Яблок, сладких яблок», романс «Под душистою ветвью сирени». 
В.Н. Пасхаловым был составлен сборник русских народных песен, записанных с голоса известного певца А.Ф. Макарова-Юнева. 
Известна также его неоконченная опера «Первый винокур», отрывки из которой Пасхалов исполнял в 1872 г. в Петербурге на собраниях Балакиревского кружка.
Музыковеды отмечают определённое воздействие камерно-вокальной лирики Пасхалова на творчество Чайковского и Мусоргского.
Дом  А.Н. Пасхаловой в Саратове находится  на углу ул. Чернышевского и ул. Первомайской. 
Похоронен на Арском кладбище в Казани.
Сын композитора— Пасхалов Вячеслав Викторович— известный советский музыковед, этнограф, доктор искусствоведения.

Категория: Здесь сочиняли музыку. | Добавил: une (29.12.2012)
Просмотров: 1433 | Рейтинг: 4.8/6
Всего комментариев: 0