Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

САРАТОВСКАЯ ОЙКУМЕНА.

Пятница, 29.03.2024

Федин Константин— человек и теплоход. Текст: Ия Яковлева.
Во многих произведениях Константина Федина используются его знания именно саратовского быта, деталей и подробностей.
В романах «Первые радости» и «Необыкновенное лето» вообще все действие происходит в Саратове, в том числе в городском саду Липки, Городском театре, народной аудитории (областная библиотека), Ильинской площади, консерватории, Радищевском музее, Театральной площади, Саратовском императорском университете, железнодорожном вокзале и так далее.
Действие  затрагивает и такие местечки как Затон, Кумысная поляна, Соколовая гора, Увек, а также городки в области: Ртищево, Хвалынск, Аткарск.
Настолько подробное представление Саратов навряд ли где-либо еще имел. Потому Константин Федин — особый писатель для Саратовской ойкумены.
Итак, 24 февраля (12 февраля по старому стилю) 1892 года в Саратове, в семье приписанного к мещанскому сословию приказчика писчебумажного магазина Александра Ерофеевича Федина и его жены Анны Павловны родился сын Константин.
Семья Фединых на тот момент снимала дворовый флигель на Большой Сергиевской улице (сейчас это улица Чернышевского).
Напротив дома стояла Сергиевская церковь, в которой служил протоиерем отец Н.Г. Чернышевского, в ней крестили Николай Гавриловича, венчали и
отпевали.
Именно в этой церкви крещен был и Константин Федин.
Отец будущего писателя, будучи приказчиком, а также человеком
прижимистым, богомольным, не чуждым при этом восхищения всяческой образованностью и пописывающим стихи до женитьбы, установил строгие правила жизни в семье, в том числе связанные с постоянной экономией. Федины часто меняли квартиры, добиваясь минимальной стоимости аренды жилья.
В 7 лет, в 1899 году, Константин Федин поступил в Сретенское начальное училище (ул. Чернышевского, 154, теперь дом-музей К.Федина, литературы 20 века вообще).
Но этот дом он знал и раньше.
В нем жили родственники, Семен Иванович и Анна Андриановна Машковы, в чьей семье воспитывалась до замужества мать Константина Федина.
Продолжил обучение Константин в Саратовском коммерческом училище (ныне здание СГАУ).
Прижимистость Федина-отца дала свои плоды: в 1905 году Александр Ерофеевич Федин купил собственный дом, в Смурском переулке.
В Бестужевском (купец-старообрядец) писчебумажном магазине Александр Ерофеевич прослужил в приказчиках 21 год, до 1900 года, пока, скопив средства, не открыл собственное небольшое дело, сначала на паях с компаньоном Покровским, а затем еще девять лет отдельно, каковое и
«ликвидировал в июне месяце 1917г. с полной охотой, не желая спекулировать».
Впрочем, в процветании семейного дела сыграла роль и творческая мысль (коммерческая жилка)  сына приказчика.
Интересный факт по этому поводу сообщил племянник Федина, Г.В. Рассохин.
Константин предложил отцу практиковать продажу писчебумажных принадлежностей с "премиями", обеспечивавшими дополнительный наплыв покупателей.
В те годы школьники (а особенно школьницы) увлеченно собирали цветные картинки.
Отпечатанные на плотной глянцевой бумаге, эти недорогие картинки украшали альбомы не только школьников, но и взрослых.
По совету сына Александр Ерофеевич в каждую покупку вкладывал картинку. Затраты на эти премии были грошовые, а товарооборот вырос во много раз, очень выросла и прибыль.
Именно это и позволило Александру Ерофеевичу быстро погасить кредиты и стать через пять лет владельцем двухэтажного деревянного домика, а еще через несколько лет - большого двухэтажного каменного дома.
В декабре 1907 года Константин бросает учебу, а также поклейку премий в школьные тетрадки, и убегает из дома в Москву.
Деньги на проезд Константин выручил, сдав скрипку в ломбард.
В Москве, поселившись у друга-художника, некоторое время подрабатывал
натурщиком.
Возвращенный строгим, но справедливым отцом домой, работал в его лавке приказчиком.
А с 1908 по 1911 год учился уже в Козловском коммерческом училище (Козлов – ныне город Мичуринск Тамбовской обл.).
И больше надолго на родину не возвращался.
«Он понимал, что слишком зажился в этом городе сарпинки, отставных генералов и мучных королей».
К осени 1911 года К. Федин поступил в  Московский коммерческий институт. Московский коммерческий институт (ныне Институт народного хозяйства имени Г.В. Плеханова) считался солидным учебным заведением, носителем передовых веяний времени.
Первые литературные опыты Федина относятся к 1910 году. 
Летом 1910 года, находясь в гостях у старшей сестры в Уральске, Константин
Федин сочиняет свой первый рассказ «Случай с Василием Порфирьевичем».
В 1914 году окончил Московский коммерческий институт.
Обучение коммерческим наукам никоим образом не препятствовало литературным занятиям.



В 1913—1914 в "Новом Сатириконе" Федин напечатал "Мелочи".
Начало первой мировой войны (1914-1918) застало Федина в Германии.  Александр Ерофеевич выдал сыну премиальные на каникулярную поездку в Германию. 
Константин, стремясь освоить немецкий язык, за несколько месяцев до начала войны поехал в Германию,  в Нюрнберг.
Став по положению военнопленным, он должен был раздобыть заканчивающиеся средства к существованию.
И тут вновь талант коммерческий помог.
Константин вспомнил, что в писчебумажных магазинах Саратова торговали разного вида чернильницами дрезденской фирмы Леонарди.
 „Я прикинул про себя,— вспоминает Федин,— рано или поздно война кончится, а фирма заинтересована в том, чтобы вернуть иностранный рынок".
Костя явился с идеей и предложением в дирекцию фирмы Леонарди.
И ему удалось заполучить в долг целых сто марок, которые он и растянул на несколько самых трудных недель.
В Дрездене Федин познакомился с товарищами по несчастью — русскими гражданскими пленными.
Один из них был Николай Коппель, ставший впоследствии другом Федина на долгие годы.
Коппель учился на филологическом факультете в Петербурге, а до недавних пор был студентом Высшей технической школы в Дрездене.
Ценитель музыки,  книжник, фантазер и талантливый рассказчик, увлек Константина.
Знакомыми и друзьями Коппеля были студент той же Высшей технической школы Андреев, художник Шер, работавший копиистом в Дрезденской галерее, и инженер Розенберг (до августа 1914 года сотрудник русской торговой конторы в Дрездене).
После начала войны уехать в Россию уже не удается, и Федин вместе с несколькими русскими друзьями переселяется в городок Циттау, где проводит 3,5 года.
С ним случается романтическая история.
Ее звали Ханни Мрва.
Ханне — 20 лет, она принадлежит к привилегированному обществу.
Отец— зубной врач,  мать - просто верноподданная кайзера, примерная горожанка и высоконравственная патриотка.
Когда связь с русским открылась и конфликт с родителями обострился, эта девушка, не имея профессии, ушла из семьи, без надежд на последующее примирение.
В дальнейшем она делала буквально невозможное для того, чтобы соединить свою судьбу с уехавшим в Россию, по обмену пленными, Фединым.
Осенью 1918 года примкнула к левым социал-демократам — спартаковцам. Переехала в Берлин, познакомилась с Мерингом.
Ханна работает в двух социалистических журналах, в том числе в знаменитом
литературно-художественном журнале „Акцион" Франца Пфемферта, единомышленника Карла Либкнехта и Розы Люксембург, участвует в
рабочем восстании, организованном спартаковцами.
После поражения восстания задумывает пробраться в Советскую Россию, соединиться с любимым.
Чтобы получить русское гражданство, отыскивает военнопленного — некоего Соболева, и фиктивно вступает с ним в брак.
Затем в начале 1919 года направляется в Мюнхен.
Отсюда она надеется через Австрию, Венгрию, Украину пробраться в Москву… Но…
„Я думала сердцем, а не головой,— сообщала она в письме Федину.— Но есть люди, у которых нет сердца, а только одна голова".
На пути возникают новые непреодолимые препятствия.
Уехать из Германии ей не суждено.
В Мюнхене она попадает в кипящий котел политических страстей.
Будучи членом КПГ, она вместе с восставшими рабочими участвует в провозглашении Баварской советской республики.
1 мая 1919 года — арест, около 5 месяцев тюрьмы,  принудительная ссылка до
военного суда.
Подконвойное препровождение назад в Мюнхен.
Еще несколько месяцев тюремного следствия, судебного
разбирательства, вплоть до зимы 1920 года…
Начинают сказываться постоянное напряжение и перегрузки.
В 1921 году она умирает от разрыва сердца в возрасте 26 лет…
Федин испытывал тоску по ней многие годы спустя после ее смерти.
„Я получил на днях разные мелочи из Сызрани,— писал Федин любимому другу И.С. Соколову-Микитову в 1925 году,— среди них письма ко мне женщины, с которой я прожил лучшую часть своей жизни.
Все эти письма проникнуты надеждой на встречу и исполнены такого отчаяния… что я был подавлен, когда опять (через семь лет!) перечитал памятные листочки бумаги…
Теперь мне кажется, что сама смерть пощадила бы этого человека, если бы я был с ним. Я уверен в этом. И вдруг мне приходит мысль, что меня обманули, что женщина эта не умерла… Хочется мне одного — уехать в Циттау, на старые места и на старую уже могилу. Может быть, после этого я пойму не только головой, но и душой, что все кончилось".
Во время пребывания в Германии, в 1916 году, Федин завел знакомство с актерами городского театра в Циттау, на сцене которого ставились оперы и музыкальные комедии.
После Октябрьской революции 1917 года, провозгласившей Декрет о мире, отношение к русским пленным со стороны германских властей стало смягчаться. В театре не хватало мужских голосов и молодых исполнителей мужских ролей. А русский пленный обладал прекрасным музыкальным слухом, басом, актерской пластичностью.
Так что, неожиданно для себя, Федин получил место хориста в городском театре Циттау.
А короткое время спустя выступал уже в сольных оперных партиях на главных ролях.
Сохранилась одна из тогдашних театральных афиш.
Афиша зазывает на первое представление оперы „Марта, или Ричмондский рынок".
Федин возвращается в Россию в 1918 году и некоторое время проводит в Москве.
Коммерческий институт, куда из Саратова поспешил Федин, сразу восстановил его в списках студентов.
А в октябре он определился на службу в общую канцелярию Наркомпроса РСФСР.
Должность заместителя заведующего позволяла совмещать работу с учебой.
Позднее, по приглашению сотрудника Сызранского отдела народного образования Аркатовского Б.Д. ,в конце февраля 1919 года переезжает в Сызрань.
В Сызрани Константин Федин организовал и редактировал литературно-художественный журнал «Отклики», сотрудничал в газетах:
«Известия Сызранских Советов», «Алый путь», «Сызранский коммунар». В Сызрани он написал рассказы «Счастье» и «Дядя Кисель».
Последний был премирован в Москве на конкурсе «РОСТа» и обратил на себя внимание Алексея Максимовича Горького.
Федин был мобилизован в 1920 году, направлен в Москву, Петроград, затем в политотдел Отдельной Башкирской кавалерийской дивизии.
Он продолжал сотрудничать в «Боевой правде».
Вместе с тем внимание молодого публициста все более привлекают основные проблемы происходящей в стране культурной революции.
С 1921 занялся исключительно литературной работой, в Ленинграде, вступил в
литературное объединение "Серапионовы братья".
В феврале 1921 года в Доме искусств сложился кружок литературной молодежи, получивший название «Серапионовы братья».
После того как состав постоянных участников определился окончательно, в кружок входила прозаики М. Слонимский, М. Зощенко, Вс. Иванов, К. Федин, В. Каверин, Л. Лунц, Н. Никитин, поэты Е. Полонская, В. Тихонов и критик И. Груздев. 
Лев Лунц и Вениамин Каверин,  ученики известного литературоведа профессора Бориса Эйхенбаума, склонялись к «формальной школе».
Лунц, например, проявлявший особенный интерес к западноевропейской культуре, ставил занимательность и фабулу в искусстве выше идеи.
Его горячо поддерживал юный студент восточного отделения — арабист Вениамин Зильбер, ставший затем Кавериным; он считал, что «искусство должно строиться на формулах точных наук» (девиз, под которым он послал в 1921 году на литературный конкурс свой рассказ «Одиннадцатая аксиома»). Такой взгляд на искусство как на «сумму формально-стилевых приемов» в основном был чужд некоторым старшим «серапионам».
В 1921 году на конкурсе Дома литераторов К.А. Федин получает премию за рассказ "Сад” (история о том, как сторож бывшего господского сада неистово борется с сиротами-детдомовцами, защищая от них погибающий сад).
Это событие принесло писателю большую известность.
В начале 1922 года Федин женился на Доре Сергеевне Александер и переехал на квартиру тещи на Литейном проспекте. 2
1 сентября родилась дочь Нина.
Роман «Города и годы» писался уже в комнате тихой старинной семейной квартиры с окнами во двор.
"Города и годы" — роман о путях интеллигенции в революции.
Федин и Соколов-Микитов познакомились в конце июля — начале августа 1922 года. И почти сразу подружились.
Встреча произошла в Петроградском Доме книги, напротив Казанского собора, где помещался новый критико-библиографический журнал «Книга и революция».
Федин уже давно освоился с обязанностями редактора.
С 1923 года Федин стал выборным членом правления и доверенным ленинградским представителем писательского товарищества «Круг», его издательства и альманаха, действовавших в Москве.   
Книговыпускающему объединению, первоначальная программа которого развернута в письме Горькому, суждено было стать вошедшим в историю советского книгопечатания «Издательством писателей в Ленинграде» (1927 — 1934).
И председателем его общественного правления с самого начала в течение шести лет был Федин.
Впоследствии его издательская база составила одну из основ нынешнего
издательства «Советский писатель» (Ленинградское отделение).
В феврале 1928 года газета «Саратовские известия» поместила сообщение о приезде в город писателя-земляка:
«2 февраля Константин Федин выступил на литературном вечере, устроенном в Доме работников просвещения.
Ко второй половине 20-х годов в литературно-художественных общениях Федина все большее значение начинает приобретать „круг Детского Села", куда он, впрочем, бывал вхож и ранее.
Детское Село (ныне город Пушкин), расположенное в каких-нибудь сорока минутах езды от Ленинграда, местечко с нетронутой природой поблизости и невдалеке от шума городского, избрали в качестве пристанища деятели художественной культуры и ученые.
Там постоянно жили А.Н. Толстой, В.Я. Шишков, художник К.С. Петров-Водкин, композитор Г.Н. Попов и другие.
В открытом, гостеприимном доме Вяч. Шишкова устраивались „пятницы", на которые, помимо пишущей братии, собирались служители всех смежных муз и граций из Питера, из Москвы, а также приезжие из иных городов и весей. Другим всеобщим притягательным центром был детскосельский дом Алексея Толстого.
Там подобные „пятницы" бывали более или менее чуть ли не каждый день.
Хотя в компаниях, собиравшихся у Толстых и Шишковых, были, свои отличия, выделялся в общем устойчивый круг посетителей обоих домов. К ним принадлежали писатели К.А. Федин, И.С. Соколов-Микитов, Н.Н. Никитин, П.Е. Щеголев, Е.Л. Шварц, художники Н.Э. Радлов, К.С. Петров-Водкин, композиторы Ю.А. Шапорин, Г.Н. Попов, ученый М.А. Сергеев и др.
Летом 1928 года, во время пребывания в Голландии, Федин немало времени провел на лесоторговых предприятиях одного из концессионеров.
Это был давний знакомец по Ленинграду Генрих Пельтенбург.
Писатель посещает также фондовую биржу в Роттердаме, знакомится с разнообразными представителями капиталистических деловых кругов.
Один из творческих замыслов писателя связан с именем Н.Г. Чернышевского.
В 1928 году, когда праздновалось столетие со дня рождения Николая Гавриловича, Федин готовился к выступлению на юбилейных торжествах.
Ему попались интересные материалы из воспоминаний Чернышевского и его
наброски.
Это натолкнуло на мысль написать повесть о временах старого Саратова. В 1930 году такая повесть под названием "Старик" увидела свет в Петрограде.
На лето 1931 года семья Фединых поселилась в деревне.
У Константина Федина было обнаружено тяжелое заболевание легких, ему
рекомендовали лечение в Швейцарии.
Маститому советскому писателю предоставлено лечение в Давосе.
Здесь жил одно время великий Томас Манн.
Уехав, он написал роман — „Der Zauberberg" — „Волшебная гора" — роман о Давосе.
Федин писал так, что роман Манна здесь, в санатории Гелиос, запрещен, и поэтому его читал каждый больной.
С половины января 1932 года у Федина в течении болезни стали намечаться
изменения к лучшему. Благоприятную картину давали рентгеноснимкн, в анализах исчезали палочки Коха, стих кашель, повысился аппетит.
Начались короткие самостоятельные прогулки по Давосу.
Этим временам посвящено произведение Федина «Санаторий «Арктур»».
В мае, с разрешения врачей, Федин выехал на Женевское озеро, в городок Вильнев — на рекомендованную Горьким встречу к Ромену Роллану, К началу июня здоровье Федина улучшилось настолько, что согласно плану Кюне, писатель распрощался с Давосом и спустился в германский Шварцвальд, в курортный городок Сан-Блазиен.
Туда же, в июне , на лето приехала Дора Сергеевна с Ниной.
В середине декабря 1932 года Федин возвратился в Ленинград.
В конце 1933-го — начале 1934 года Федин повторил курс заграничного лечения.
Лечился Федин в альпийских отрогах Северной Италии, побывав попутно в
Милане, Флоренции, Риме и других городах.
19 февраля 1934 года он вернулся домой.
В Саратов Федин приехал в октябре 1939 года на юбилейную годовщину Н.Г. Чернышевского.
С 1934 — Федин - член президиума ССП.
А в 1939 награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Новость о начавшейся войне застала К. Федина на даче в Переделкино. Началась эвакуация мирных жителей из столицы.
12 июля вместе с другими семьями писателей уехали в город Чистополь (Татарская АССР) жена и дочь Федина.
В Чистополе Федин прожил фактически неполный год.
Из 15 месяцев, 4 месяца (с середины июня до половины октября 1942 года) он был в отъездах.
Сначала в Саратове (куда его вызвало руководство МХАТа в связи с пьесой "Испытание"), а затем три с лишним месяца — в Москве.
С декабря 1945-го по февраль 1946-го Федин в Германии.
Сначала в Берлине, потом в Нюрнберге, на процессе главных немецких военных преступников.
Статус корреспондента газеты «Известия» и неограниченный срок командировки дают писателю возможность ездить, всюду бывать, все смотреть, встречаться с теми, кого он хотел бы видеть.
Рождество, которое по здешнему обычаю встречают вместо Нового года, он отмечает на квартире своего многолетнего знакомого и друга, поэта Иоганнеса Бехера, возглавляющего теперь новое демократическое объединение немецкой культуры и искусства «Культурбунд»
Усиление реалистических тенденций в творчестве— вполне закономерная эволюция творчества Федина, образованного человека, эстета, цитирующего Ибсена на память.
Цена комфорта.
В годы Великой Отечественной войны К.А. Федин работал над книгой воспоминаний, "Горький среди нас” (1941—1968);  "Писатель, искусство, время” (1957) — портреты современников Федина.
Летом 1943 года писатель выезжал на фронт, бывал на землях  Орловщины. В 1944 году после снятия блокады едет в Ленинград, складывается книга очерков — "Свидание с Ленинградом”.
В 1942 году была написана пьеса "Испытание чувств”, а также ряд очерков.
В военное время Константин Александрович Федин приступил к созданию трилогии, отмеченной большим эпическим размахом, — "Первые радости” (1945), "Необыкновенное лето” (1947—1948), "Костер” (кн. 1-я — "Вторжение”, 1961; кн. 2-я - "Час настал”, 1965).
Константин Александрович Федин был видным общественным деятелем, на протяжении многих лет возглавлял Союз писателей (1959—1971), был членом Германской академии искусств; неоднократно получал правительственные награды, был лауреатом Государственных премий.
Его произведения переведены на многие языки.
Появившиеся в последние годы в печати фрагменты дневников Константина Александровича Федина разных лет, писем раскрывают внутреннюю борьбу художника, постоянно испытывавшего на себе жесткую зависимость от официальной идеологии.
Молчун: Так – нейтрально и благожелательно- писал о старом друге в начале 1980-х Вениамин Каверин в заметках "Петроград, 1921".
Слишком многое изменилось со времён первых посиделок "Серапионовых братьев", слишком одряхлел советский режим, слишком изменились бывшие друзья, чтобы можно было говорить что-то другое.
Академик АН СССР, Герой Соцтруда, первый секретарь и председатель правления Союза писателей СССР, лауреат Государственной премии.
Такой внушительный и обязывающий список регалий Константина Александровича Федина сложился к концу его длинной и очень успешной жизни.
И в этих регалиях — не слишком много литературы, искусства, вдохновения. А все это в сочинениях К. Федина — есть.
 
«..Сквозь мирный покров пыли, простирающийся над этим бесцельным столпотворением, здания площади кажутся затянутыми дымкой, и Кирилл оглядывается на все четыре стороны и видит за дымкой казармы махорочную фабрику, тюрьму, университет.
Это университет прижал балаганы в самый угол,— сказал Кирилл.— Он скоро совсем вытеснит отсюда гулянья.
Может, мы с тобой на последних каруселях.
Тебе нравится здание университета?
Да?
И мне тоже. Оно такое свободное.
Ты знаешь, его корпуса разрастутся, перейдут через трамвайную линию, вытеснят с площади карусели, потом казармы, потом тюрьму…
—Что ты!— сказала Лиза— Тюрьму никогда не вытеснят»
(Первые радости — К.Федин)
Скончался Константин Александрович Федин в Москве 16 июля 1977 года.
Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9).

Категория: Здесь живо писали. | Добавил: une (25.01.2012)
Просмотров: 2671 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0